Агония Патриархата. Клаудио Наранхо

Агония Патриархата. Клаудио Наранхо

Предисловие.

В следующем десятилетии человечество столкнется с двумя важнейшими проблемами: во-первых, с оздоровлением окружающей среды и, во- вторых, с исцелением духа. Первая проблема рассматривается в книге «Земная Греза» Томаса Берри. Книга Клаудио Наранхо посвящена второй проблеме.

Я знаком с доктором Клаудио Наранхо уже двадцать пять лет. Своими скромными познаниями в области суфизма, мистического аспекта ислама, я обязан ему. Тейяр де Шарден сказал: «Исследование – это высшая форма обожания» Клаудио Наранхо – исследователь духа. Он пребывает в состоянии покоя и безмолвия и в то же время погружается все дальше и дальше в глубины духа. Его мышление и опыт всегда носили межкультурный, междисциплинарный и межрелигиозный характер. Высококвалифицированный врач, психиатр и терапевт, в более глубоком смысле он остается шаманом, Человеком, охваченным Святостью, Умозрением, Mysterious Tre- mendium.

Вопросы, поставленные в книге Клаудио Наранхо, располагаются в широком диапазоне: от профессионализма до духовного ведения, от легализма до движения духа, от трансцендентности до имманентности, от Апокалипсиса до Метаморфозы, от священника до одержимого шамана.

Папа римский Иоанн однажды сказал: «Содержание древних россыпей веры – одно дело, а способ их изложения – другое». Стоя на плечах Фрейда и Маркса, Клаудио обладает и периферийным зрением. С ясным знанием и пониманием окидывает он взглядом прошлое и в то же время интуитивно постигает будущее, взирая на «тот дальний Свет». Для его языка характерны рециркулирование и ослабление биологической тональности. Он берет старые слова, понятия и способы мышления и привносит в них новизну и свежесть. Если мы открыты для новой истины, мы обретаем просветление. Ведь мы не термиты, поедающие землю, и не гусеницы, превращающиеся в бабочек путем метаморфозы. Мы – люди, созданные по образу и подобию Бога и наделенные генетическим потенциалом актуализации своей истинной природы. В этой книге содержится проект тех «имагинальных клеток», благодаря которым мы придем к ‹Царству трех»: Отца, Матери и Ребенка. То, что вверху, то и внизу.

Джон Вивер, бывший архидиакон Собора Господней Благодати, бывший член правления Римского Клуба в США.

Блажен читающий и слушающий слова Пророчества сего и

соблюдающий написанное в нем: ибо время близко.

ОТКРОВЕНИЕ Святого Иоанна Богослова (1:3)

Но ведь одного спасения мира недостаточно.

Мы должны также трудиться над построением

общества озаренных людей.

О нашем времени и для нашего времени.

В этой книге рассматриваются четыре взаимосвязанных вопроса: социальная патология, «Царство Божие», коллективная трансформация и забытые ресурсы, которыми мы можем воспользоваться в наше кризисное время.

Что касается корня «макропроблемы», которая вызывает у нас непрестанную тревогу, я предлагаю выйти за пределы таких частных ответов, как технократия, капитализм, рационализм, индустриализм и т.д. и искать его в области, преданной забвению, но, изначально присущей всем высшим цивилизациям патриархальной структуры общества и сознания человека.

Здоровое общество, которое, по-моему, является единственной возможной альтернативой нашему самоуничтожению, может состоять только из эмоционально здоровых индивидов, причем внутриличностное и межличностное здоровье должно заключаться в пронизанной любовью сбалансированности взаимоотношений между отцом, матерью и ребенком (как в семье, так и в душе человека).

Относительно изменений, происходящих вокруг нас, я предлагаю оптимистическую интерпретацию, поскольку рассматриваю ее как интегративное смещение акцента на материнский и сыновний (дочерний) компоненты нашего бытия в период патриархального кризиса.

При рассмотрении ресурсов я выделяю все, что способствует психическому и духовному созреванию людей, придавая особое значение потенциалу холистического образования. Рассматривая ресурсы, которыми мы располагаем для «воспитания цельной личности для всего мира», я особо подчеркиваю исключительную перспективность и целесообразность метода, который до сих пор не был опробован в школах: так называемый «процесс квадринити».

В книге содержатся эссе, в которых рассматривается происходящее в данный момент вокруг нас и в нас самих (гл. 1 и 4), а также эссе, в которых разбирается то, что мы можем сделать для ускорения нашей индивидуальной и коллективной трансформации (гл. 2 и 3). Вместе с тем, все четыре части книги можно назвать «холистическими» в том смысле, что в них варьируется одна мысль – результат трансформативного изменения, который достигается путем реинтеграции тройственности.

На протяжении всей книги проявление упомянутой тройственности рассматривается с разных точек зрения. Так, например, в первой и третьей главах исследуется тройственность «отец», «мать» и «ребенок», причем в первой главе выделяется социально-культурная сфера, а в третьей – внутренняя психодинамическая сфера и семья. После рассмотрения целостности человека как равновесия суб-персоналий, членов семьи и культурных ценностей, соотнесенных с мужским, женским и детским принципами, во второй главе целостность рассматривается как сбалансированное взаимодействие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Рассмотрение во второй главе четверичности тела, чувств, интеллекта и духа не противоречит троичности, поскольку, рассматривая их, я понимаю дух как то, что объединяет и трансцендирует физическую аффективную и ментальную сферы. (Соотношение трех и четырех можно понимать в свете метафоры трех букв, которые составляют четверичное имя Бога (Тетраграмматон) в Ветхом Завете, или как соотношение трехстороннего основания тетраэдра и его вершины. Эта тема рассматривается и в четвертой главе, посвященной неошаманизму, где особое внимание уделяется триединству мозга человека. (На основе термина Маклина «триединый мозг» я получил термин «триединое общество») [[2]The Triune Brain in Evolution, by Paul D. MacLean, Plenum Press, New York, 1990.].

Следует отметить, что, говоря о трансформации, я имею в виду не просто изменение. В тех случаях, когда речь идет об индивидуальной трансформации, подразумевается не только изменение, но и процесс внутреннего умирания и возрождения, который всегда рассматривался как возможность существования людей (мы можем рассматривать этот процесс как присущую нашей природе потенциальную возможность постепенного развития). Что касается коллективной сферы, то я предпочитаю сохранить термин «трансформация» (в отличие от «изменения») для обозначения явления, которое соответствует процессу индивидуальной трансформации, то есть коллективной эволюции, включающей аспекты «смерти» и «возрождения». Очевидно, что в сфере коллективной трансформации подлинный результат этого процесса остается пока неизвестным. С учетом такого понимания представляется замечательным, что, хотя выражение «коллективная трансформация» употребляют все чаще, мы упускаем из виду то, что у нас до сих пор нет представления о трансформированном обществе – и это несмотря на нашу погруженность в процесс глубинной трансформации.

В своем монументальном исследовании истории Арнольд Тойнби полвека назад показал [[3]A Study of History, by Arnold J. Toynbee, Oxford University Press, London, 1935, 1961.], что цивилизации являются коллективными организациями, которые рождаются и умирают. Он на примерах’ продемонстрировал, как одни из них погибают в результате поглощения другими. Несмотря на то, что нам известен этот исторический феномен рождения и смерти цивилизаций, мы не вправе утверждать, что мы знаем хотя бы одну возрожденную цивилизацию. Европейский Ренессанс, который более других примеров заслуживает этого названия, есть новое начало (начало трансформации, в которой мы продолжаем участвовать), а вовсе не смерть и возрождение определенной культуры. Иудео-христианская и греко-римская культуры считаются соответственно отцом и матерью нашего западного мира. Точно так же можно утверждать, что во времена Ренессанса из этих двух потоков возник плод, который не только интегрировал их, но и проявил индивидуальность, сознаваемую нами как наша собственная.

Как свидетельствуют духовные традиции мира, процесс индивидуальной трансформации включает в себя не одно, а два рождения (рождение от «воды» и рождение от «духа», рождение при крещении в начале духовной жизни и огненное крещение, венчающее ее окончание). Сходным образом можно полагать, что благодаря изоморфизму между индивидуальным и коллективным трансформация общества включает не только первый ренессанс (наш Европейский Ренессанс), но и потенциальную возможность того, что в христианской традиции называется «воскресением».

В первой и последней части этой книги я рассматриваю трансформацию, исходя из подразумеваемой перспективы нашей эпохи: впервые за всю историю нами движет процесс культурной смерти, который одновременно является инкубационным периодом; мы надеемся, что достигнем не просто постиндустриального периода, а состояния, существенно отличающегося от всего того, что нам известно за время существования нашей цивилизации и классических цивилизаций.

Сейчас нередко повторяют, что переживаемый нами кризис – прекрасная возможность, причем многие убеждены, что мы вступаем в новую эпоху, «Эпоху Водолея», когда, как ожидали Шри Ауробиндо и Тейяр де Шарден, произойдет высшая реализация рода человеческого. Я разделяю мнение тех, кто полагает, что единственной альтернативой самоуничтожению является радикальное изменение, для осуществления которого у нас осталось совсем немного времени. Эссе, составившие книгу, написаны в этом контексте с целью углубления понимания происходящего в нас и вокруг нас, а также для понимания того, что можно сделать для ускорения хода нашего развития с позиций сознательной эволюции.

Последние два десятилетия мне приходилось больше преподавать и читать лекции, чем писать статьи и книги. Вполне естественно, что написанное мною созревало в течение этих десятилетий устного общения, и поэтому я чувствую признательность различным слушателям, которые помогли мне оформить и отточить мысли.

Изложить идеи Тотилы Альберта (развитие которых приведено в гл. 1) побудило меня приглашение Ассоциации гуманистической психологии участвовать в специальном ежегодном собрании, посвященном двухсотлетию Американской революции. Последним и весьма впечатляющим поводом для разъяснения центральной части первой главы послужила конференция, проведенная на открытом воздухе по инициативе Института гештальт-психологии в Сантьяго (Чили). Впечатляющим было не только присутствие многочисленной аудитории, собравшейся к концу дня во внутреннем дворике «Сентро Эль Аррайан», но и переживание особого момента в истории Чили: несмотря на то, что генерал Пиночет все еще находился у власти, плебисцит продемонстрировал желание страны вернуться к демократии. После экспериментов с крайне правой и крайне левой формой правления в Чили чувствовалось стремление к новой ориентации и упование на нее. Присутствие в аудитории кандидата в президенты и особое ощущение, что аудитория состояла не просто из людей ищущих (которые обычно присутствовали на моих беседах в течение последних лет), а из людей, способных оказать влияние на будущее страны, придали нашей беседе прескриптивную тональность, и потому я обращался не к отдельным личностям, а к правительствам, а точнее – к «мудрому» правительству. В этой книге я придерживаюсь той же тональности, как это делал Макиавелли в своем «Государе», хотя и в противоположном ему духе.

Я должен выразить свою благодарность Ассоциации холистического здоровья и образования за приглашение продолжить свои размышления об образовании после издания «Одного поиска». [[4]The One Quest, by Claudio Naranjo, Viking Press, New York, 1972.] После конференции, проведенной Ассоциацией в 1981 году в Санта-Барбаре, меня все больше беспокоила актуальность реформы образования, и я стремился оказать влияние на практику образования как на местном, так и на международном уровне. Поэтому во второй главе книги, посвященной холистическому образованию, развивается тема, заявленная в первой главе (посвященной отживающей патриархальной ментальности). Сходным образом а третьей главе (в которой рассматривается процесс квадринити) развивается тема ресурсов образования, к которой я стремился привлечь внимание, когда писал о педагогике любви. Несколько лет назад в предисловии к

Агония а. Клаудио Наранхо Патриархат читать, Агония а. Клаудио Наранхо Патриархат читать бесплатно, Агония а. Клаудио Наранхо Патриархат читать онлайн