Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии

100.

ci Ин. 10: 1 — 6.

cii Речь идет о теории З.Фрейда, как она была изложена в его работе «Я» и «Оно» (1923). См.: Франк С.Л. Психоанализ как миросозерцание. ??Путь. 1930. № 25. С. 22 — 50.

ciii Ин. 8: 32.

civ Глубины духа моего с тревогой, постоянно взывают

К глубинам Бога: Скажи, которые бездонней?

(Op. cit. I, 68).

cv Увижу себя — увижу тебя (лат.).

cvi Строфа из стихотворения «Красавица». Ср.: Франк С.Л. Религиозность Пушкина. ?Этюды о Пушкине. 8-е изд. Париж, 1987. С. 9 — 27.

cvii Не совсем точная цитата. У Пушкина:

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он. («Поэт»).

cviii Отбросить (нем.).

cix Желание — отец мысли (нем.).

cx Николай Кузанский, I, 131 — 132.

cxi Гете И.В. Фауст, ч. 1, сцена 16. Сад Марты.

cxii См., например: Чхандогья-упанишада, III, 14; V, 11 — 24.

cxiii Платон. Письма, VII, 341cd.

cxiv О Григории Назианзине (ок. 329 — 390) см.: Памятники византийской литературы IV — IX веков. М., 1968. С 70 — 83. Точное авторство гимна «К Богу» не установлено.

cxv Ин. 3: 31 — 36.

cxvi Ин. 1: 18.

cxvii Мф. 11: 25.

cxviii Мф. 5: 8.

cxix У Франка «существа», явная опечатка.

cxx 1 Кор. 13: 12.

cxxi В своей книге «Диалогическое мышление» Б.Каспер замечает, что Ф.Эбнер (1882 — 1931) был одним из «первооткрывателей» этой проблемы. Он пишет об этом на основе изучения посмертно опубликованных дневниковых записей Эбнера, относящихся к 1910 — 1912 годам (указ. соч. С. 198). «Для Эбнера главным признаком религиозного отношения является то, что отношение к Богу улавливается и осознается уже на уровне отношения к языку, как отношении «между», что служит сильным аргументом против ложной религии» (указ. соч. С. 249). «Бог есть абсолютная личность, — цитирует Каспер Ф.Эбнера. — Поэтому Бог может внушать лишь любовь, но никак не быть объектом знания, разумеется, как знания психологического, так и метафизического или теологического. Нет никакой теологии…» (указ. соч. С. 257). Речь идет о работе Фердинанда Эбнера «Слово и духовная реальность».

cxxii У Франка — «резервацией», явная опечатка.

cxxiii Франц Баадер (1765 — 1841) — немецкий философ, врач и теолог, представитель неортодоксального католицизма.

cxxiv Ис. 55: 8 — 9.

cxxv Ин. 1: 1.

cxxvi Ин. 1: 14.

cxxvii См., например: Ин. 16:13.

cxxviii Тайный союз (лат.).

cxxix Профессор — личность, Бог же никто (нем.).

cxxx См.: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3. /Сочинения. Т. XI. М. — Л., 1935. С. 305.

cxxxi Учение британского монаха Пелагия (около 360 — 418), который отверг учение о первородном грехе и в противовес концепции благодати и предопределения Августина делал акцент на нравственно-аскетическом усилии самого человека. В 431 г. было осуждено на третьем Вселенском соборе.

cxxxii Парменид. О природе, IV, 7.

cxxxiii 1 Ин. 4: 8.

cxxxiv Имеется в виду, в частности, известное выражение Тертуллиана: «Credo quia absordum» («Верую, потому что абсурдно»). Tertullian. De Carne Christi, V.

cxxxv Если двое делают одно и то же, это не одно и то же (лат.).

cxxxvi Мф. 22: 32.

cxxxvii Римл. 3: 28; Гал. 2: 16.

cxxxviii Иак. 2 : 20.

cxxxix Мф. 7 : 16

cxl Строфа из стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…».

cxli См. подробнее: Франк С.Л. О природе душевной жизни. ??По ту сторону правого и левого. Сб. статей. Париж, 1972. С. 155 — 239.

cxlii Спиноза Б. Этика. Теорема 17, схолия.

cxliii Раскрытие, проявление Бога (лат.).

cxliv Строки из поэмы Вл.Соловьева «Три свидания»:

Не веруя обманчивому миру,

Под грубою корою вещества

Я осязал нетленную порфиру

И узнавал сиянье Божества…

(Соловьев Вл. Стихотворения и шуточные пьесы. С. 125).

cxlv Ис. 66: 22.

cxlvi Бог, или (то есть) природа (лат.). Выражение Спинозы.

cxlvii Природа сотворенная (лат.).

cxlviii См.: Ин. 12: 31.

cxlix Слово «ничего» в тексте явно лишнее.

cl См.: Мф. 5: 4; 7: 14; Деян. 14: 22.

cli Ин. 1: 5.