Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 9. Стихотворения 1928

начальница гимназии», сумевшая «из школы сделать очаг враждебной нам идеологии». В статье сообщается, что уже поставлен вопрос о «немедленном увольнении «начальницы» и всех ее клевретов: учителей-мордобоев».

Во второй статье «Мещанин растет» говорится о нездоровых настроениях среди учащихся школ второй ступени: с одной стороны, все еще бытует передаваемая под партой порнографическая литература, с другой — среди девушек процветает жеманная, фальшивая «скромность» и мещанское кокетство.

«Противоречивый образ, — восклицает автор статьи, — опущенные глазки — и локончики, и пудра на носике… Один педагог, объезжавший недавно школы в районе Киева, во всех школах встретил только что разосланные, свеженькие прейскуранты ТЭЖЗ».

Стихотворение несомненно предназначалось для «Комсомольской правды». Внешние особенности рукописи (правка красными чернилами и карандашом по тексту, написанному лиловыми чернилами) делают очень вероятным предположение, что Маяковский начал править уже подготовленную к печати рукопись непосредственно в редакции. Возможно, что он вычеркнул строфы под влиянием критических замечаний редакционных работников. Но возможно и другое: ознакомившись с вновь поступавшими в редакцию откликами читателей на названные выше статьи газеты, он сам увидал, что отдельные строфы неоправданно резки или могут дать не тот эффект, на который рассчитывал автор (строки о романе Каллиникова из монастырской жизни). По какой причине переработка не была доведена до конца и стихотворение не появилось на страницах «Комсомольской правды», остается также невыясненным.

К строкам 33–34 — см. примечания к стихотворению «Сердечная просьба» (стр. 544 настоящего тома).

Плакаты

5 марта 1928 г. издательство «Вопросы труда» заказало Маяковскому тексты плакатов по санитарии и гигиене и 29 марта утвердило тексты и эскизы четырех плакатов: «Сор — в ящик», «Береги бак», «Мой руки», «Плюй в урну».

Впервые тексты плакатов были опубликованы в газете «Рабочая Москва» (см. ниже) с иллюстрациями Маяковского под общим заголовком «Будем культурны и в мелочах»; в 4 томе Сочинений тексты плакатов объединены заголовком «Мелочь».

Плакаты с рисунками худ. А. Левина были выпущены издательством «Вопросы труда» в том же году в серии «Гигиена труда».

Печатаются по тексту 4 тома Сочинений с воспроизведением рисунков Маяковского.

Сор — в ящик (стр. 411). Черновой автограф в записной книжке 1927–1928 гг., № 52 (БММ); неавторизованная машинописная копия (ИМЛИ); газ. «Рабочая Москва», 1928, № 94, 22 апреля; плакат изд. «Вопросы труда»; Сочинения, т. 4.

Береги бак (стр. 412). Черновой автограф в записной книжке 1927–1928 гг., № 52 (БММ); неавторизованная машинописная копия (ИМЛИ); газ. «Рабочая Москва», 1928, № 94, 22 апреля; плакат изд. «Вопросы труда»; Сочинения, т. 4.

В настоящем издании в текст 4 тома Сочинений внесено исправление опечатки: в строке 14–15 вместо «И висит у бака бочки» — «И висит у бока бочки» (по всем остальным источникам).

Мой руки (стр. 414). Черновой автограф в записной книжке 1927–1928 гг., № 52 (БММ); газ. «Рабочая Москва», 1928, № 94, 22 апреля; плакат изд. «Вопросы труда»; Сочинения, т. 4.

В настоящем издании в текст 4 тома Сочинений внесено исправление опечатки: в строке 11–12 вместо «к нам отправляется в живот» — «к нам отправится в живот» (по всем остальным источникам).

Плюй в урну (стр. 415). Черновой автограф в записной книжке 1927–1928 гг., № 52 (БММ); неавторизованная машинописная копия (ИМЛИ); газ. «Рабочая Москва», 1928, № 94, 22 апреля; плакат изд. «Вопросы труда»; Сочинения, т. 4.

Отдыхай! (стр. 417). Беловой автограф в записной книжке 1927–1928 гг., № 52 (БММ). Опубликовано без заглавия в сб. «Маяковский. Материалы и исследования». Изд. АН СССР, М. 1940.

Два текста на тему о рациональном отдыхе, повидимому, были заказаны Маяковскому одновременно с приведенными выше текстами четырех санитарных плакатов: автографы всех пяти тем записаны подряд на одном листке в записной книжке № 52.

Печатается по беловому автографу в записной книжке № 52.

Пожарные лозунги (стр. 418–421). Черновой автограф лозунгов 1–7 (строки 1-38) в записной книжке 1928 г., № 59 (БММ); авторизованная машинописная копия лозунгов 1-12 «Для города» (БММ); плакаты с лозунгами 3, 13–16, изд. Наркомвнудела, М. 1928.

Лозунги 1-12 печатаются по авторизованной машинописной копии, где они перепечатаны подряд и имеют подзаголовок: «Для города». Лозунги 13–16 печатаются по тексту плакатов и, как явствует из рисунков, предназначались для деревни. Поскольку в машинописи они не сохранились, соответствующий подзаголовок проставлен в квадратных скобках.

Расположение автографов лозунгов 1–7, сохранившихся в записной книжке № 59, дает возможность датировать эти лозунги (и предположительно — все остальные) июнем 1928 г.

Реклама

[Газета «Пионерская правда»] (стр. 425). Рекламный плакат. Выпущен в 1928 г.

Печатается по тексту плаката.

На плакате изображен пионер в форме милиционера, останавливающий уличное движение.

Очерк

Рожденные столицы (стр. 429). Авторизованная машинописная копия (ЦГАЛИ); газ. «Ленинградская правда», 1928, № 19, 22 января.

Печатается по тексту газеты «Ленинградская правда».

Очерк написан после лекционной поездки Маяковского в конце 1927 г. по маршруту Харьков — Ростов — Новочеркасск — Таганрог — Армавир — Баку — Тифлис. В Баку Маяковский за четыре дня (с 4 по 7 декабря) выступил семь раз.

Стр. 429. Симферополь — был столицей существовавшей до 1945 г. Крымской АССР.

Стр. 430. …в Баку, после вечера в бывшем особняке бывшего миллионера. — Речь идет о первом выступлении Маяковского в Баку 4 декабря с чтением поэмы «Хорошо!» в бывшем доме нефтепромышленника Мусы Нагиева. Адрес этого «бывшего особняка» сокращенно записан Маяковским в записной книжке № 51: «Б<ывший> д<ом> Муса Нагиева Николаевская ул<ица> у Парапета «Исмаилья» Дворец культуры».

…желоночная добыча нефти — подъем нефти из скважины при помощи желонки, примитивного прибора, напоминающего ведро.

…«беру манташевские, даю манташевские!» — Речь идет о биржевых спекуляциях акциями бывшего нефтепромышленника Манташева.

Стр. 431 Я видел Баку 24-го года. — В 1924 г. Маяковский в Баку не выступал, но, возможно, останавливался на обратном пути из Тифлиса, где он был в начале сентября 1924 г. Не лишено также вероятия, что 24-й год назван ошибочно и Маяковский имеет в виду свое посещение Баку в феврале 1926 г. Дальнейший текст подтверждает это предположение, так как с председателем АзЦИКа (Азербайджанского Центрального Исполнительного Комитета Советов) Агамали Оглы поэт познакомился в 1926 г.

Тов. Киферис — Тиферис Л. Л. (ум. 1956) — в 1927 г. один из руководителей технической реконструкции бакинской нефтяной промышленности. Групповой привод — метод глубоконасосной эксплуатации, при котором от одного привода (мотора) эксплуатируется несколько (группа) скважин.

Азпролеты — азербайджанские пролетарские поэты.

…восточные сладости, вывозимые отсюда Есениным. — Маяковский имеет в виду сборник стихов С. А. Есенина «Персидские мотивы». Стихи, вошедшие в этот сборник, были написаны Есениным в 1924 г. в Баку.

…от необычайности зрелища. — Речь идет о первой в СССР электрифицированной в 1926 г. железной дороге между Баку и его рабочими пригородами — Сабунчи — Сураханы.

Стр. 432. Яков Шведов (род. в 1905 г.) — советский писатель.

Иллюстрации

В. Маяковский. Фото. 1928 г.

 

Страница газеты «Комсомольская правда», М. 1928, № 48, 25 февраля со стихотворением «Хочу воровать».

 

Корреспондентские удостоверения В. Маяковского 1928 года (БММ).

 

В. Маяковский на Красной площади. Фото. 1928 г.

 

Стихотворения В. Маяковского 1928 года, помещенные в газете «Комсомольская правда». Фотомонтаж.

 

Страница газеты «Правда», М. 1928, № 168, 21 июля, со стихотворением «Дождемся ли мы жилья хорошего? Товарищи, стройте хорошо и дешево!»

 

Черновые автографы стихотворений «Крым» и «Небесный чердак». 1928 (БММ).

 

Записные книжки В. Маяковского 1928 года (БММ).

 

Страница журнала «Радиослушатель», М. 1928, № 1, 9 сентября, со стихотворением «Счастье искусств».

 

Афиша «Левей Лефа», 1928.

 

Автошарж в записной книжке 1928 г., № 64.

 

Беловой автограф стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» в записной книжке 1928 года, № 65.

Выходные данные

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

Полное собрание сочинений. Том 9

 

Редактор тома В. Дувакин

Редактор К. Малышева

Оформление художника Б. Воронецкого

Художественный редактор И. Жихарев

Технический редактор Г. Архангельская

Корректор Т. Кузина

 

Сдано в набор 17/III 1958 г.

Подписано к печати 30/VI 1958 г.

Бумага 84×108 1/32 19,13 печ. л. 31,37 усл. печ. л. 28,16 уч. — изд. л. + 12 вклеек = 28, 76 л.

Тираж 190 000 экз.

Заказ № 1620

Цена 11 р. 65 к.

 

Гослитиздат

Москва, Б-66. Ново-Басманная, 19

Первая Образцовая типография имени А. А. Жданова Московского городского Совнархоза

Москва, Ж-54, Валовая, 28

Примечания

1 Квадратными скобками здесь и далее отмечается текст, вычеркнутый Маяковским карандашом.

2 «доги» переправлено красными чернилами на «дог».

3 «мордобойцы-педагоги» переправлено красными чернилами на «мордобоец-педагог» (но «лупят» не исправлено).

4 После строки 18-й вставлено красными чернилами:

В школах

разных ступеней

этот

озаботился,

чтоб росла

глупее пней

смена

из оболтусов.

Слово «этот» после вычеркивания строк 12–18 заменено карандашом на «педагог».

5 Сначала было написано «но», затем исправлено на «и».

Том 9 Маяковский читать, Том 9 Маяковский читать бесплатно, Том 9 Маяковский читать онлайн