Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Запечатленный ангел

перенеси бог! – а потом вдруг как вспрыгнет и сам словно пьяный пляшет, а сам кричит: – Перенес бог, перенес бог!»

Яков Яковлевич в величайшее отчаяние пришел, думает:

«Ну, конец: глупый старик помешался, и я погиб», – ан смотрит, Марой с Лукою уже обнимаются.

Дед Марой шавчит:

«Я тебя назирал, как ты с фонарями по цепи шел».

А дядя Лука говорит:

«Со мною не было фонарей».

«Откуда же светение?»

Лука отвечает:

«Я не знаю, я не видал светения, я только бегом бежал и не знаю, как перебег и не упал… точно меня кто под обе руки нес».

Марой говорит:

«Это ангелы, – я их видел, и зато я теперь не преполовлю дня и умру сегодня».

А Луке как некогда было много говорить, то деду он не отвечает, а скорее англичанину в форточку обе иконы подает. Но тот взял и кажет их назад.

«Что же, – говорит, – печати нет?»

Лука говорит:

«Как нет?»

«Да нет».

Ну, тут Лука перекрестился и говорит:

«Ну, кончено! Теперь некогда поправлять. Это чудо церковный ангел совершил, и я знаю, к чему оно».

И сразу бросился Лука в церковь, протеснился в алтарь, где владыку разоблачали, и, пав ему в ноги, говорит:

«Так и так, я святотатец и вот что сейчас совершил: велите меня оковать и в тюрьму посадить».

А владыка в меру чести своея все то выслушал и ответствует:

«Это тебе должно быть внушительно теперь, где вера действеннее: вы, – говорит, – плутовством с своего ангела печать свели, а наш сам с себя ее снял и тебя сюда привел».

Дядя говорит:

«Вижу, владыко, и трепещу. Повели же отдать меня скорее на казнь».

А архиерей ответствует разрешительным словом:

«Властию, мне данною от бога, прощаю и разрешаю тебя, чадо. Приготовься заутро принять пречистое тело Христово».

Ну, а дальше, господа, я думаю, нечего вам и рассказывать: Лука Кирилов и дед Марой утром ворочаются и говорят:

«Отцы и братие, мы видели славу ангела господствующей церкви и все божественное о ней смотрение в добротолюбии ее иерарха и сами к оной освященным елеем примазались и тела и крови Спаса сегодня за обеднею приобщались».

А я как давно, еще с гостинок у старца Памвы, имел влечение воедино одушевиться со всею Русью, воскликнул за всех:

«И мы за тобой, дядя Лука!» – да так все в одно стадо, под одного пастыря, как ягнятки, и подобрались, и едва лишь тут только поняли, к чему и куда всех нас наш запечатленный ангел вел, пролия сначала свои стопы и потом распечатлевшись ради любви людей к людям, явленной в сию страшную ночь.

16

Рассказчик кончил. Слушатели еще молчали, но, наконец, один из них откашлянулся и заметил, что в истории этой все объяснимо, и сны Михайлицы, и видение, которое ей примерещилось впросонье, и падение ангела, которого забеглая кошка или собака на пол столкнула, и смерть Левонтия, который болел еще ранее встречи с Памвою, объяснимы и все случайные совпадения слов говорящего какими-то загадками Памвы.

– Понятно и то, – добавил слушатель, – что Лука по цепи перешел с веслом: каменщики известные мастера где угодно ходить и лазить, а весло тот же балансир; понятно, пожалуй, и то, что Марой мог видеть около Луки светение, которое принял за ангелов. От большой напряженности сильно перезябшему человеку мало ли что могло зарябить в глазах? Я нашел бы понятным даже и то, если бы, например, Марой, по своему предсказанию, не преполовя дня умер…

– Да он и умер-с, – отозвался Марк.

– Прекрасно! И здесь ничего нет удивительного восьмидесятилетнему старику умереть после таких волнений и простуды; но вот что для меня действительно совершенно необъяснимо: как могла исчезнуть печать с нового ангела, которого англичанка запечатала?

– Ну, а это уже самое простое-с, – весело отозвался Марк и рассказал, что они после этого вскоре же нашли эту печать между образом и ризою.

– Как же это могло случиться?

– А так: англичанка тоже не дерзнула ангельский лик портить, а сделала печать на бумажке и подвела ее под края оклада… Оно это было очень умно и искусно ею устроено, но Лука как нес иконы, так они у него за пазухой шевелились, и оттого печать и спала.

– Ну, теперь, значит, и все дело просто и естественно.

– Да, так и многие располагают, что все это случилось самым обыкновенным манером, и даже не только образованные господа, которым об этом известно, но и наша братия, в раздоре остающиеся, над нами смеются, что будто нас англичанка на бумажке под церковь подсунула. Но мы против таковых доводов не спорим: всяк как верит, так и да судит, а для нас все равно, какими путями господь человека взыщет и из какого сосуда напоит, лишь бы взыскал и жажду единодушия его с отечеством утолил. А вон мужички-вахлачки уже вылезают из-под снегу. Отдохнули, видно, сердечные, и сейчас поедут. Авось они и меня подвезут. Васильева ночка прошла. Утрудил я вас и много кое-где с собою выводил. С Новым годом зато имею честь поздравить, и простите, Христа ради, меня, невежу!

1873

Примечания

1

Святкипериод от рождества (25 декабря) до крещенья.

2

День святого Василия – 1 января.

3

Т.е. не тремя, а двумя пальцами, как старовер.

4

Скиния (греч.) – переносная церковь.

5

Новгородская иконописная школа (XIV-XV вв.) и продолжавшая ее традиции строгановская характеризовались мелким письмом по золоту.

6

Деисус – трехличная икона – Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи.

7

Индикт – церковное исчисление времени, при котором мерой отсчета был пятнадцатилетний период. Началом отсчета было 1 сентября. Здесь – посвященная этому дню многоличная икона.

8

Святцы – месяцеслов с перечнем святых; здесь двенадцать икон с изображением святых, чтимых в каждом месяце. Соборикона с изображением архангелов Михаила или Гавриила, держащих икону младенца – Христа (Эммануила). Отечествоикона с изображением бога Саваофа с младенцем Христом на руках в окружении архангелов.

9

Шестоднев – икона с шестью сюжетными изображениями, к каждому дню недели. Целебники – иконы с изображением святых, избавлявших от болезней.

10

Сюжет иконы, на которой изображены три святых в гостях у Авраама.

11

Олинфы – оливковые деревья.

12

Тороци (тороки) – ток божественного или ангельского слуха, изображаемый на иконах в виде струи или лучей.

13

Рясно – ожерелье или подвески.

14

Пернат (пернач) – булава с перистым набалдашником.

15

Веселиил – согласно Библии, основатель храма, построенного евреями в пустыне после их ухода из Египта.

16

Тябло – киот, полочка, ярус иконостаса.

17

Лествица – лестница.

18

Аналогий (аналой) – высокий церковный столик для чтения стоя.

19

Начал – молитва раскольников.

20

Старинный способ обозначения нот, без линеек.

21

Амалфеев рог – рог изобилия.

22

Мраволев – фантастическое животное, смешение муравья со львом (по «Физиологу»).

23

Гуменцо (гуменце) – темя, выстригаемое при посвящении церковнослужителей.

24

Щаповатый (щапливый) – нарядный, щегольской.

25

Велиар (библейск.) – темная, мрачная сила.

26

Оцет (польск.) – уксус.

27

Колоника – загустевший на осях телеги деготь.

28

Жвир (польск.) – крупный песок.

29

Заставки – здесь: подставные иконы.

30

Цыбастая – тонконогая.

31

Сойга (сайга) – степная коза.

32

Гаплик – застежка.

33

Остегны – шаровары.

34

Шпилман (нем.) – странствующий музыкант; здесь в ироническом смысле.

35

Ботвит – бодрится, чванится, бахвалится.

36

Ротитися – божиться.

37

Иродиада – по Евангелию, жена дяди своего, иудейского царя Филиппа, добившаяся смертной казни Иоанна Крестителя, который разоблачил ее преступную связь с братом Филиппа Иродом Антиппой.

38

Кучился – умолял.

39

Котелки – баранки.

40

Водный трудводянка.

41

Аммос-пророк – библейский пророк, выступавший против израильских властителей.

42

Петр Могила (1596–1647) – киевский митрополит, издавший в 1646 году руководство к церковной службе (требник).

43

Вапа – краска.

44

Мстера (Мстера) – поселок Владимирской области, древнейший центр русской миниатюрной живописи и иконописи.

45

Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626–1686) – выдающийся русский художник и теоретик искусства, призывавший к «правдивому отображению земной красоты».

46

Парамшин – русский иконописец XIV века.

47

В дальнейшем было установлено, что эти так называемые «капонические створы» (по имени итальянского коллекционера Капони) написаны во второй половине XVII века. Не подтверждается и тот факт, что «створы» были подарены итальянцу самим Петром I, хотя несомненно, что они выполнены русскими мастерами.

48

Архистратиг – военачальник, главный воевода.

49

Князь Потемкин Таврический – Потемкин Г.А. (1739–1791) – политический и государственный деятель при дворе Екатерины II. В 1783 году получил титул «Таврический» за присоединение к России Крыма.

50

Студодейный – непотребный.

51

Скрижаль – доска с заповедными письменами.

52

Митра – архимандритская и архиерейская шапка – при полном облачении.

53

Давид – царь израильский (X в. до н.э.).

54

Даниил – библейский пророк, предсказывавший падение Вавилона, приход мессии – освободителя народа иудейского из плена, восстановление Иерусалима и смерть Христа.

55

Притоманный (диалект.) – сородич, близкий.

56

Пакибытие – духовное возрождение.

57

Клинцы, Злынка, Орел – центры старообрядчества.

58

Оле – увы.

59

Рефть – краска, смесь голубого и черного цветов. Нефть – белая краска, обычно смешивавшаяся с золотом.

60

Нарохтиться – бахвалиться.

61

Аристетелевы (Аристотелевы) врата – сборник неканонических текстов, запрещенный на Руси в 1551 году как еретический.

62

Анахорит (анахорет) – отшельник.

63

Избутелый – гнилой.

64

Восточная (греко-православная) ветвь христианской религии, в отличие от западной (римско-католической), находящейся под управлением римского папы.

65

Свайка – изогнутый металлический прут (обычно на деревянной ручке), используемый для плетения веревочных, лыковых и других изделий.

66

Скорбь демоноговейная – то есть идолопоклонническая.

67

Согласно Библии, после потопа древние вавилоняне пытались построить башню до небес, но бог смешал их языки, и они, перестав понимать друг друга («Вавилонское столпотворение»), рассеялись по всей земле. Здесь – мирская жизнь.

68

Согласно Евангелию от Матфея, иудейский царь Ирод, чтобы избавиться от новорожденного Христа, приказал уничтожить всех младенцев мужского пола.

69

Пядница (пядь) – расстояние между большим и указательным пальцами, раздвинутыми по плоскости. Здесьдоска соответствующей меры.

70

Левкас – шпаклевка у иконописцев, смесь клея с мелом.

71

Иоанн Предтеча (Креститель) – согласно Ветхому завету, последний из пророков, предрекавших пришествие Христа.

72

Соломия – по Евангелию, мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова.

73

Бокан (бакан) – краска багряного цвета.

74

Вохра (вохря) – желтая краска.

75

Халепа – зимняя непогода, мокрый снег.

76

Еспер-звездапланета Венера.

77

Басматонкий образной оклад, тисненое серебро или кожа.

78

Ковчежец (от ковчег) – серебряный ларец для хранения церковных драгоценностей и грамот.

79

Корнавка – куртка.

80

Сочельникканун рождества Христова.

81

Шафранкраска ярко-красного цвета, приготавливаемая из одноименного растения.

82

Катавасиявступительный стих церковной песни.

83 Головщик – управляющий одним из клиросов в церкви.

Скачать:TXTPDF

перенеси бог! – а потом вдруг как вспрыгнет и сам словно пьяный пляшет, а сам кричит: – Перенес бог, перенес бог!» Яков Яковлевич в величайшее отчаяние пришел, думает: «Ну, конец: