Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла

каждому воля Служит начальным толчком и по членам движенья проводит.

<О природе вещей> (пер. с лат. оригинала Ф. А. Петровского).-344.

70 самодвижущееся (греч.).- 345.

71 быть приведенной в действие, чтобы действовать (лат.). -345.

72 Лошади несут ездока и колесница не повинуется вожжам (лат.).Вероятно, строка из Овидия.- 347.

73 См. прим. 17 к с. 217.- 349.

74 <Атт[ические] ноч[и]>. Кн. 6, гл. 2 (лат.). -349.

75 О, святая мать природа, ты вечный порядок вещей (дат.).- 360.

76 … Тенистый ясень породил народы, И сильный мальчик появился от плодоносной ольхи (лат.).- 360.

77 См. третье Приложение.- 365.

78 <Соотв[етствие]>, с. 318 и ел. (лат.).-367.

79 <Приятное согласие> (лат.).-367.

80 Но тебя, о, Фортуна, Мы делаем богиней и помещаем на небе (лат.).- 368.

81 Кто может предвидеть грядущее, у которого нет какой-либо причины или какого-нибудь признака, предвещающего, что оно будет? (лат.).- 368.

82 Ничто до такой степени не противно разуму и постоянству, как фортуна, согласно которой со мной приключается нечто такое, что, по-видимому, и сам Бог не в состоянии знать, является ли происшедшее случайным или произвольным. Ведь если он знает это, то оно определенно наступит, если же оно наступит, то уже нет никакой фортуны (лат.).- 368.

83 Но фортуна существует, и поэтому нельзя предвидеть грядущего (лат.).- 368.

84 отсюда следует, что боги все знают, потому что все ими определено (лат.).- 368.

85 <О непринужденной свободе> (лат.). -370.

86 <Янсений, осужденный томистами, защищавшими действенность благодати самой по себе> (лат.). -370.

87 Справа Сцилла тебя там ждет, а слева — Харибда.

Вергилий. Энеида III 420 (пер. С. Ошерова).-371.

88 <Кальвинизм - религия диких зверей> (лат.).- 374.

89 определение к чему-либо, сообразное с качеством действия, допустимо, но не по своей субстанции (лат.).- 374.

90 отсечение малькута от остальных растений (лат.).-374.

91 государства в государстве (лат.). -375.

92 <Лишение силы <Богословско-политического трактата> посредством геометрически расположенных доказательств того, что природа не есть Бог, противоположное чему утверждается только в упомянутом трактате> (лат.). Книга Я. Бреденбурга была одним из многих опровержений <Богословско-политического трактата> Спинозы. Однако <геометрическим способом> написана <Этика> Спинозы, а не данный трактат. Бреденбург же, поддавшись влиянию критикуемого им философа, отождествлявшего бога с природой, пытается опровергнуть и это произведение Спинозы (написанное до <Этики>) заимствованным в ней <геометрическим способом>.- 375.

93 <Раскрытые тайны атеизма> (лат.).-376.

94 <Философское противоборство между божественной и природной истиной против принципов И. Б.> (лат.). -376.

95 <Латинский Сербат Сартензий> (лат.).- 376.

96 <Особая книга о праве духовных лиц, написанная Луцием Антиститом Константином> (лат.). -377.

97 <О трех великих обманщиках - Герберте Черберийском, Гоббсе и Спинозе> (лат.). Эта книга кильского профессора теологии Христиана Кортхольта вышла в 1680 г.- 378.

98 Как при состязании в беге нет границ для уклоняющихся от прямого пути, так нет в мире и природы зла (лат.).-379.

99 всегда текут, никогда не пребывают (лат.).- 380.

100 <Анализ по Евклиду> (лат.).-381.

101 <Дисп[утации]> Арриаги, 6, Физ[ика], разд. 9 и в особенности разд. 3 (лат.).-383.

102 У небытия нет никаких акциденций, из действия следует бытие (лат.).- 384.

103 <Приятное согласие человеческой свободы> (лат.).-384.

104 в смысле обоснованности (лат.).-384.

105 в смысле предшествующего обоснования (лат.).-385.

106 <Изгнанные акциденции> (лат.). -386.

107 Вторичные причины действуют в силу первой (лат.). 386.

108 См. прим. 10 к с. 68.- 393.

109 Далее, используя диалогическую форму, которой придерживались Лоренцо Балла и другие гуманисты, Лейбниц дает популярное изложение основных идей <Теодицеи>.-393.

110 Бедняком и изгнанником уйдешь ты из разгневанного града (лат.). Вероятно, строка из Овидия.- 395.

111 Не надейся мольбами к Богу переменить свою судьбу (лат.).-396.

112 Как она обычно появлялась Со свойствами и величием небожителей (лат.).-398.

113 Солнце сияет свое, и свои загораются звезды.

Вергилий. Энеида VI 641 (пер. С. Ошерова). -399.

Скачать:PDFTXT

Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла Лейбниц читать, Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла Лейбниц читать бесплатно, Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла Лейбниц читать онлайн