Новые опыты о человеческом разумении

войны с Нидерландами. -525.

525 Об обязанностях добродетельного человека по отношению к будущим событиям (лат.).-525.

526 Якоб Томазий (1622-1684) – профессор в Лейпциге, один из первых учителей Лейбница по философии. Среди его сочинений отметим “Erotemata methaphysica” (1670).- 525.

527 Этот анекдот приводится Эгнатиусом в “Princepes romani” с не большим отличием от того, что пересказывает Лейбниц.-529.

528 Здесь: главное содержание вещей (лат ), суть дела -529.

529 Итог государственных дел (лат.).- 529.

530 Руководство к мудрости (лат.).- 529.

531 В изд. Герхардта в соответствии с Локком здесь идет добавление: “…2) в допущенных гипотезах, 3) в преобладающих чувствах или склонностях (dans les passions ou inclinations dominantes), 4) в авторитете. § 8.

532 Мы судим обыкновенно…”.-529.

Свет и правда (др.-евр.) – название некоей нагрудной святыни, которую древнееврейский первосвященник носил на своем одеянии. – 529.

533 Оба этих вероисповедания (первое из них было провозглашено гугенотами в 1559 гг.) являются кальвинистскими. – 530.

534 Сандомирский собор 1570 г. объединил польских протестантов.

Августанское (или аугсбургское) исповедание (1530) было написано Лютером и Меланхтоном. Гельветическое исповедание (1562), сформулированное Буллингером и принятое швейцарскими реформатами, носит умеренно кальвинистский характер. Саксонское исповедание (1551) Меланхтона близко к августанскому. Тридентский (триентский) собор 1545-1552 гг. представлял собой неудачную попытку восстановлени единства католической церкви на основе компромисса с реформатами. 531.

535 С той же объединительной целью созывалась конференция в Торне (1645). О Теодоре Безе (1515-1601) см. прим. 446. -531.

536 См. прим. 500. -531.

537 Борей – бог северо-восточного ветра в древнегреческой мифолотац.-532.

538 См. Р. Декарт. Начала философии III § 52 и 90. -532.

539 Речь идет о сочинении Фабри “Eustachius de Divinis, pro sua annotatione in systema saturnium Chnstiani Hugenii adversus ejusdem assertionem” (Рим, 1661).- 532.

540 Эвстахио Дивини (1620-1666) – итальянский оптик и музыкант; он же автор “Brevis annoiatio in systema saturnium Chnstiani Hugenii” (Рим, 1660) -532.

541 И отступают и грады и земли (лат ) -Вергилий Энеида III 72.-532.

542 Кто влюблен, создает себе сам сновиденья (лат.).- Вергилий.

Буколики. Эклога VIII 108.- 532.

543 О пользе веры (лат.).-535.

544 См. прим. 426.-535.

545 Более видят очи, нежели [единственное] око (лат).- 535.

546 Генри Холден (1576-1665) – парижский богослов, автор “Divi nае fidei analysis” (1652).- 535.

547 Винцент Леринский (ум. ок. 450 г. ) – римский христианский писатель. В 434 г. под псевдонимом Перегрин он написал труд “Соmmentariorum duplex adversus haereticos”. -535.

==667

548 Якоб Гретсер (1562-1625) – немецкий иезуит. – 536.

549 Клавдий Аквива (1543-1615) – генерал Ордена иезуитов, автор программного сочинения “Ratio studiorum Societatis Jesu” (1566), предназначенного для всех иезуитских школ.-537.

550 Необходимость средства (лат.).-538.

551 Необходимость послушания (лат.}.-538.

552 Роберто Франческо Ромоло Беллармино (1542-1621) -известный кардинал и итальянский богослов, воинствующий противник Реформации.

Ср. прим. 39.-538.

553 Искусство речи (лат.) .-539.

554 См. прим. 452. Переработанное теологом Лаврентием Бейерлинком (1578-1627) издание (в название было добавлено: “Magnus…”) вышло в свет в Кёльне в 1631 г.-540.

555 Франциск Хименес (Ximenes) (1437-1517) -кардинал и великий инквизитор. В 1581 г. во Франкфурте вышла в свет его биография, автором которой был Гомец де Кастро. – 541.

556 Ян ван Бевервик (Beverovitius) (1594-1647) – фламандский врач. Здесь идет речь о его книге “Idea medicinae veterum” (Амстердам, 1627). Писал также и о медиках нового времени, М. Монтене и других. 541.

557 Георг Драуд (1572-1635) – немецкий библиограф, автор ряда сочинений, в том числе “Bibliotheca classica” (Франкфурт, 1611), продолженной Мартином Липеном (1630-1683) в виде “Bibliotheca realis theolqgica, juridica, medica, philosophica”. -.543.

558 Конрад Геснер (1516-1565) – швейцарский ученый-энциклопедист. Имеется в виду его “Bibliotheca universalis” (Цюрих, 1545).- 543.

559 Принципы юридические, сборники разного содержания, предложения, избранные места, полугодовые своды конституций, достойные для познания вещи, меткие суждения (лат.).-543.

560 Внутренний суд (лат.), или суд совести.-543.

Новые опыты о человеческом разумении Лейбниц читать, Новые опыты о человеческом разумении Лейбниц читать бесплатно, Новые опыты о человеческом разумении Лейбниц читать онлайн