Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии

Эдмунд Гуссерль

Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии

Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию

От редактора

Работа «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию» впервые вышла в свет в 1913 г., открывая первый номер Ежегодника по философии и феноменологическому исследованию, издававшегося Гуссерлем в 1913–1930 гг. (всего вышло 11 номеров). Издание Ежегодника на первых порах осуществлялось совместно с Морицом Гайгером, Александром Пфендером, Адольфом Райнахом и Максом Шелером. Ежегодник замышлялся как орган «феноменологии и феноменологически фундированной философии», интерес к которым был вызван публикацией в 1900–1901 гг. «Логических исследований» Э. Гуссерля. Одновременно в издательстве Макса Нимейера вышло отдельное издание работы, которая затем — практически без изменений — переиздавалась в 1922 и 1928 гг. В 1950 г. Вальтер Бимель выпустил в рамках Гуссерли , дополнив и откорректировав ее на основании тех пометок, которые содержали три экземпляра, принадлежавшие Гуссерлю и находящиеся в его архиве в Лувене. Однако новое издание работы в Гуссерлиане, подготовленное Карлом Шуманом в 1976 г.[2 – Husserl Е. Ideen zu einer reinen Phânomenologie und phânomenologischen Philosophic Erstes Buch: Allgemeine Einfiihrung in die reine Phânomenologie. Text der 1–3. Auflage, neue hrsg. von K. Schuhmann (Husserliana. Bd. IIII/I). Den Haag: Martinus Nijhoff, 1950.], было выполнено на основании текста второго издания, а все позднейшие дополнения и улучшения вынесены в отдельный полутом (Husserliana, III/2). Это издание взято за основу также Элизабет Штрёкер в 1992 г.[3 – Husserl E. Gesammelte Schriften. Hrsg. von Elisabeth Strôcker. Bd. 5. — Buch 1. Allgemeine Einfiihrung in die reine Hamburg: Meiner, 1992.]

История создания текста

«Идеи I» представляют собой итог более чем десятилетней работы Гуссерля, которая велась им как на его университетских лекциях и семинарах, так и в виде бесчисленных стенографических записей. Важнейшим этапом на пути к созданию данной работы явились, в частности, пять лекций, прочитанных им в 1907 г., под общим названием «Идея феноменологии», а также ряд лекционных курсов 1910–1912 гг., часть из которых должна была составить вторую книгу «Идей». Однако сама история создания первой книги «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» достаточно примечательна. По свидетельству самого автора (в письме Арнольду Метцгеру), она была написана «в течение 6 недель, без набросков, которые послужили бы основой, словно бы в трансе»[4 – Письмо Арнольду Метцгеру от 4.IX.1919 (Husserl E. Briefwechsel. Bd. IV. Die Freiburger Schuler. Hrsg. von K. Schuhmann u. E. Schuhmann. Kluwer Academic Publisher. Dordrecht/Boston/London, 1994. S. 413). Первый набросок «Идей I», как следует из примечания издателей, датируется октябрем 1912 г.]. Такой стиль работы, впрочем, был характерен для Гуссерля. Имеются аналогичные свидетельства относительно создания «Формальной и трансцендентальной логики» (беседа с Дорианом Кэрнсом 26.XII.1931)[5 – Ссылка подсказана К. Шуманом. Ср.: Schuhmann К. Reine Phânomenologie und phânomenologische Philosophie. Historisch-analytische Monographieuber Husserls «Ideen I». Den Haag: Martinus Nijhoff, 1973. S. 4.]. Во время написания «Философии арифметики» Гуссерль (в письме к Карлу Штумпфу) так характеризовал свою манеру письма: «К сожалению, у меня нет дара понятно писать и описывать. Пока мне что-то неясно, перо не движется с места. Но стоит мне обрести ясное разумение, все живо становится на свои места. Моя докторская диссертация[6 – «О понятии числа» (1887).] также без предварительного плана была приведена в порядок за несколько недель»[7 – Письмо Карлу Штумпфу, написанное в феврале 1890 г. (Husserl Е. Briefwechsel. Bd. I. Die Brentanoschule. Hrsg. von K. Schuhmann u. E. Schuhmann. Kluwer Academic Publisher. Dordrecht/Boston/London, 1994. S. 157).]. В упомянутом выше письме Метцгеру содержится и наиболее краткий конспект «Идей I», данный самим автором: «И я скажу, далее, относительно метода, горизонта, поля деятельности „Идей“ лишь одно слово: Смотри!»[8 – Письмо Арнольду Метцгеру от 4.IX.1919 (там же).]

Помимо первой книги «Идей» были запланированы еще две. «Идеи II» были дважды подготовлены к печати ассистентами Гуссерля — сперва Эдит Штайн, затем Людвигом Ландгребе. Однако ни та, ни другая редакции не удовлетворили Гуссерля. Вторая и третья книги «Идей» были опубликованы впервые лишь в Гуссерлиане.[9 – Husserl E. Ideen zu einer reinen Phânomenologie und phânomeno-logischen Philosophie. Zweites Buch. Phânomenologische Untersuchungen zur Konstitution, Husserliana IV (hrsg. v. M. Biemel), Den Haag, 1952. Drit-tes Buch. Die Phânomenologie und die Fundamente der Wissenschaften, Husserliana V (hrsg. v. M. Biemel), Den Haag, 1952.]

«Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» в контексте развития феноменологии Гуссерля

«Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» — это третья обширная работа Гуссерля, опубликованная им начиная с 1891 г., когда вышла «Философия арифметики» (первый том). Продолжения первой работы так и не последовало, а критика психологизма, содержащаяся в первом томе «Логических исследований» («Пролегомены к чисто логике»), уже адресовалась Гуссерлем отчасти и собственной первой монографии. Вторая работа — «Логические исследования» (1900/1901 гг.) — стала началом феноменологии как философского направления. Тот поворот, который сделан в «Логических исследованиях», был далеко не сразу осознан самим Гуссерлем[10 – Вот его собственное свидетельство на этот счет: «Что касается II тома моих „Логических исследований“, то между мной и им пролегает 7 лет, наполненных работой. Я продвинулся намного дальше и научился лучше понимать самого себя: смысл „феноменологического метода“, которому я de facto следую (в целом довольно четко), и то, что я вообще хотел сказать этой книгой» (письмо Наторпу от 19.ХИ.1908 [Husserl Е. Briefwechsel. Bd. V. Die Neukantianer. Hrsg. von K. Schuhmann u. E. Schuhmann. Kluwer Academic Publisher. Dordrecht/ Boston/London, 1994. S. 103]).] (в первом издании «Логических исследований» употребляется даже не столько термин «феноменология», сколько — «дескриптивная психология»). В 1911 г. выходит, наконец, его программная статья «Философия как строгая наука», а в 1913-м — первая книга «Идей».

В феноменологии Э. Гуссерля принято различать три периода, которые можно обозначить как период «дескриптивной» (или «эйдетической»), «трансцендентальной» и «генетической» феноменологии. Если ограничиться теми работами, которые были опубликованы самим Гуссерлем, то начало первого этапа было положено «Логическими исследованиями», второй начинается с «Идей I» и включает в себя такие его крупные работы, как «Формальная и трансцендентальная логика» (1929) и «Картезианские размышления» (1931). Третий этап связан с работой «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (большая часть которой была издана в 1936 г. в Белграде). Укажем здесь лишь основные направления интерпретации развития феноменологии Гуссерля и, соответственно, возможные подступы к пониманию места «Идей I» в контексте этого развития.

В философской и историко-философской литературе можно выделить два подхода к трактовке вопроса преемственности между этими тремя формально выделяемыми фазами феноменологии Гуссерля. Если мы рассматриваем их, так сказать, в «горизонтальной» плоскости[11 – Термин заимствован из содержательного «Введения к „Идеям I“ Э. Гуссерля» П. Рикёра (русский перевод в сборнике «Феноменология искусства». М.: ИФРАН, 1996. С. 218–240). С. 233.], то можно указать на значительные разрывы между фазами. Так, в «Логических исследованиях» нет, например, выраженной концепции феноменологических редукций, направленных на достижение «чистого сознания», концепции сознания как «абсолютного бытия» и теории трансцендентального Я, — тем, которые явным образом присутствуют в «Идеях I». В оценках представителей раннего феноменологического движения, а также тех мыслителей, которые в той или иной мере использовали феноменологический метод, «Идеи I» нередко воспринимаются как отход от тех принципов, которые были провозглашены в «Логических исследованиях»[12 – Такие оценки встречаются, в частности, у Мартина Хайдеггера, Мориса Мерло-Понти, а также у некоторых представителей «реалистической феноменологии» (например, у Дитриха фон Гильдебранда).]. Как правило, указывается на влияние неокантианства. Роман Ингарден — один из участников и очевидцев «феноменологической весны» — так описывал впечатление, которое произвел тогда выход «Идей I»: «На семинаре 1913/1914 гг. мы читали их вместе с Гуссерлем и слышали его комментарии к этой книге. И там, на семинаре, возникло определенное удивление. Это было не то, что мы ожидали. Вдруг мы читаем такие положения: „Если мы вычеркиваем чистое сознание, то мы вычеркиваем мир“(!); „Если нет чистого сознания, то нет и мира“(!). Гуссерль многие годы учил нас: назад, к вещам, к конкретному, не к абстрактному, не к теориям и т. д.! Ближе к конкретному! — таков был лозунг. Вместо этого в „Идеях I“ мы встречаем обширные анализы сознания, анализы внешнего, трансцендентного восприятия, основанные на рассуждениях о том, что является реальной частью сознания, а что не является таковой. Затем мы встречам требование проведения „феноменологической редукции“ до того, как мы приступим к анализу сущности „самих вещей“, а к „самим вещам“ следует подходить только окольным путем, а именно путем анализа сознания»[13 – Ingarden R. Einfiihrung in die Phânomenologie Edmund Husserls. Osloer Vorlesungen, 1967 (Gesammelte Werke. Bd. 4). Hrsg. von G. Haefli-ger. Max Niemeyer Verlag, Tubingen, 1992. S. 28.].

Аналогичным образом «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» нередко трактуется как поворот к историчности и проблематике «жизненного мира», связанный с влиянием историзма, прежнее негативное отношение к которому Гуссерля нашло свое выражение в статье 1911 г. «Философия как строгая наука», где содержалась, в частности, критика Вильгельма Дильтея. В одном из писем Эрнсту Кассиреру (от 11.111.1937) Гуссерль также обозначает содержание «Кризиса» как «трансцендентализм нового вида»[14 – Husserl E. Briefwechsel. Bd. V. Die Neukantianer. Hrsg. von K. Schuh-mann u. E. Schuhmann. Kluwer Academic Publisher. Dordrecht/Boston/ London, 1994. S. 8.].

Другой ракурс рассмотрения развития феноменологии Гуссерля можно назвать «иерархическим». Тогда «чистая, трансцендентальная феноменология», проект которой изложен в «Идеях I», является не иным типом феноменологии, а лишь иным уровнем рассмотрения, последовательно вытекающим из принципов феноменологического метода, заложенных в «Логических исследованиях» (в частности, последовательным проведением метода интенционального анализа). Подобная интерпретация является наиболее распространенной среди современных исследователей феноменологии Гуссерля[15 – Ср., например, указанное выше введение П. Рикёра к его переводу «Идей I».]. Данное обстоятельство не в последнюю очередь связано с изучением и публикацией лекционных курсов и обширного рукописного наследия Гуссерля, известного лишь непосредственным его ученикам или даже вовсе неизвестного современникам. В своих работах, начиная с «Идей I», Гуссерль также неоднократно указывал на то, что трансцендентальная феноменология является последовательным шагом, вытекающим из принципов феноменологической философии, изложенных в «Логических исследованиях». Отвечая на распространившееся после выхода второго тома «Логических исследований» поверхностное суждение о феноменологии как о «дескриптивной психологии», он пишет во введении к представленной в настоящем издании работе: «…чистая феноменология, к каковой мы в дальнейшем намерены проложить путь, — та самая феноменология, первый прорыв к которой произошел в „Логических исследованиях“ и смысл которой все глубже и богаче раскрывался для меня в работах протекшего с тех пор десятилетия, — это не психология, и… причисление ее к психологии исключается не какими-либо случайными разграничениями области и терминологически, но принципиальными основаниями».

Работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» согласно такому подходу также рассматривается

Скачать в txt

Скачать в pdf

Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Гуссерль читать, Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Гуссерль читать бесплатно, Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Гуссерль читать онлайн