Не спешите в капитализм. Томас Б. Уайт Открытое письмо советским людям. Будучи гражданином Америки, я с большим интересом слежу за переменами в вашей стране, расширением интеллектуальной, политической и экономической свободы. Однако хотелось бы, чтобы люди, равно как и Правительство СССР, постарались извлечь урок из серьезных проблем, реально существующих в Соединенных Штатах, а отнюдь не выдуманных. Как образцу для подражания США, бесспорно, многого недостает. Как мудро заметил профессор Колумбийского университета Фриц Стерн, если «большевизм» проиграл, то это еще не значит, что американская система автоматически преуспела. Ясно, что Штаты не стали более здоровыми только потому, что СССР «болен». 1 В своем вполне понятном стремлении вдохнуть полной грудью воздух свободы советские люди не должны принимать за чистую монету банальные мифы о Соединенных Штатах. Сбросив с себя один груз лжи, вовсе не обязательно принимать на себя другой. Что же это за мифы? Первый заключается в том, что любой человек с достаточной хваткой, рвением и решимостью может легко достичь богатства и благосостояния, особенно в деловом мире. Американская система, мол, отличается тем, что поощряет личную инициативу или, по крайней мере, щедро вознаграждает ее. Глава одной аргентинской семьи («Нью-Йорк Тайме», 8.12.90), имея в виду эмигрантов, высказал уверенность в том, что в Америке каждый, начав с низов, может завершить свою карьеру владельцем компании. Солидный «Уолл-Стрит Джорнэл» рисует несколько иную картину (15.02.1990). Глава одного из акционерных обществ «Эпл Компьютер» Джон Скали, заработав в 1986 г. 1,3 миллиона долларов, вел роскошную жизнь, которой мог бы позавидовать любой старорежимный шеф коррумпированной восточногерманской компартии: три дома в Калифорнии, два — для отдыха— в Массачусетсе и три настолько роскошных конюшни, что один из работников компании мистера Скали весьма сожалел о том, что не может стать одной из этих лошадей. Когда компания была вынуждена уволить несколько своих руководителей, они получили огромную многомиллионную долю: один только вице-президент получил 2,1 миллиона долларов. Что касается нижестоящих работников, то они не получили даже пенсионного обеспечения. Все справедливые требования подобного рода администрация решительно отклонила. Консультанты и аналитики в области бизнеса Кантер и Мирвис в своей книге «Циничные американцы» всесторонне проанализировали жизнь обычного американского акционерного общества. Документы, использованные ими, свидетельствуют о несправедливости и цинизме. Между тем чиновники на привилегированном положении. Кевин Филипс, исследуя деятельность акционерного общества СЕО в 1989 году, пришел к заключению, что оно получило прибыль, в 93 раза превышающую доходы средних американских рабочих (для сравнения: еще в 1980 г. эта прибыль превышала доходы рабочих в 40 раз). Неудивительно поэтому, что американские рабочие часто чувствуют себя «неимущими», эксплуатируемыми в условиях жестокого рынка «имущими». Сотни разгневанных рабочих фирмы «Эпл», говорится в поместившем их письмо «Уолл-стрит Джорнэл», обвиняют компанию в несправедливости. Так обстоят дела с обществом равных и неограниченных возможностей. Другой миф состоит в том, что американская система гарантирует «всеобщее равенство» и, следовательно, равные политические и юридические права. Но реальное положение и тут несколько иное. В то время как в США действительно много сделано для конституционных гарантий («Билль о правах» и т. д.), именно другие страны на деле воплощают в жизнь действенные меры по защите личных прав. В отличие от этих стран, США, например, не имеют независимых поддерживаемых правительством полномочных комиссий по защите личных прав работающих гражданских лиц от каких-либо правительственных мер. В 1974 году президент Форд даже запретил организацию подобной комиссии. В США защита личных прав весьма обременительна. За восстановление нарушенных прав вы должны платить; если же у вас нет денег, тогда вся Конституция не более чем пустое обещание. С финансовой точки зрения для среднего американца нереально также выдвинуть свою кандидатуру на политический пост. Миллионы и миллионы долларов необходимы на поддержку абсурдных дорогостоящих кампаний посредниками, которым щедро платят. Рональд Рейган не мог позволить себе баллотироваться на пост президента, пока не накопил огромное состояние. Старый миф о том, что в Соединенных Штатах каждый может вырасти до президента, — чистый вздор. В политике, так же как и в бизнесе, существует завуалированная классовая структура. Подобно тому как в СССР процедура голосования обычно контролировалась компартией, демократия в США находится под колпаком у другой элиты — нового высокооплачиваемого класса профессиональных посредников. Само право голосовать становится бессмысленным, поскольку оно лишь тогда имеет значение, когда существует широкий выбор. К политическим выборам 1988 года в США повсеместно относились без должной серьезности. Подоплеку этих настроений, как ни странно, уловил небезызвестный М. Каддафи, заметивший, что выборы в нашей стране напоминают очередь к мусорному контейнеру. Показательно, что Лига голосующих женщин США, частная организация, которая ранее была спонсором телевизионных президентских дебатов, отменила в 1988 году свое спонсорство, обвинив Буша и Дукакиса в отказе от сколько-нибудь серьезных злободневных дискуссий. Является ли все это тем, что советские люди подразумевают под гласностью? Вряд ли. Скорее всего это деградация демократии и американского политического наследия, борьба людей с высокими доходами, за которой пассивно наблюдают избиратели, вынужденные сделать выбор между двумя практически одинаковыми кандидатами, так как если бы они выбирали один из двух кусков мыла. В этом смысле весьма характерно название книги двух американских журналистов — «Тривиальность президентства». Рыночные и подлинно демократические ценности несравнимы. Первые основаны на манипуляции людьми с помощью специалистов по общественным отношениям, в то время как вторые, в противоположность реально проходящим выборам, руководствуются правдой и справедливостью. Подступы к юридической системе в США также контролируются, но уже другим высокооплачиваемым классом — юристами. Справедливость приходит лишь к тем, кто сможет заплатить за услуги адвоката 75 000–250 000 долларов в час. Мать и сын, привлеченные к суду штатом Калифорния за оскорбление ребенка, вынуждены были продать свое дело, чтобы расплатиться с адвокатом. Оливер Норт, привлеченный к суду правительством США за нелегальную деятельность, связанную со скандалом «Иран — Контрас», платил 200000 долларов в месяц по легальным расценкам. Адвокаты королей наркобизнеса открыто хвастаются, что они сорвали большой куш с торговли наркотиками. Голливудские адвокаты наживают целые состояния на тяжбе между богатыми кинозвездами и компаниями по выпуску фильмов. Юридические фирмы с Уолл-Стрита накопили огромные барыши за счет акционерных предпринимателей; только очень богатые люди или акционерные общества могут позволить себе защитить свои права в соответствии с американской конституцией. Наиболее высокооплачиваемые юристы получили в 1988 году 860 млн. долларов. Общие доходы ста наиболее значительных юридических фирм выросли до 12,4 млрд. в 1989 г. по сравнению с 10,6 млрд. в 1969 году. То обстоятельство, что судьи в США независимы от политического контроля, не делает их более справедливыми. Равная правовая защита — это еще одна большая ложь американского образа жизни. В конце 40-х годов главной темой сталинской пропаганды стало различие между медицинским обслуживанием в Америке и в Советском Союзе, как гарантирующим бесплатную квалифицированную помощь. Сталинисты, хотя и прослыли тиранами, в этом были правы. Сегодня более 37 миллионов американских граждан не имеют возможности пользоваться услугами медицины. В ряде районов столицы США и Нью-Йорке уровень детской смертности выше, чем в некоторых так называемых странах «третьего мира». Дела приняли такой оборот, что в одном из штатов — Орегоне — предпринимаются попытки нормирования медицинского обслуживания. Для Советского Союза было бы лучше перенять систему медицинского обеспечения, существующую в Австралии или Канаде, где частные медицинские учреждения сочетаются с национальными общественными программами медицинского страхования для всех. Против последних упорно выступают группы медиков-профессионалов в США, входящих в Американскую медицинскую ассоциацию: такие программы контролировали бы все их доходы. 2 Американская журналистка Джейн Крамер в обширной статье в «Нью-Йоркере» заметила: «Русские любят верить, на сей раз они решили поверить в чудом работающий рынок… Они твердят о кем весьма благоговейно». Парадокс состоит в том, что популярность приватизации и капитализма у вас в Союзе возрастает, в то время как их недостатки у нас, в Соединенных Штатах, становятся все более, очевидными. Возьмите, к примеру, разбалансировку рынка, его сберегательно-кредитных ассоциаций предоставляющих частным банкам возможность утаивать деньги вкладчиков, проделывая возмутительные спекулятивные манипуляции со вкладами. В итоге часть предпринимателей с Уолл-стрита, не обласканных правительством, оказались под угрозой банкротства. А между тем на улицах все больше бездомных… Ведь цены из-за спекуляций недвижимостью резко подскочили. По свидетельству уже упоминавшегося нами Кевина Филипса, перераспределение доходов в настоящее время — наихудшее с XIX века, В США самое высокое для промышленной нации число людей, живущих за чертой бедности, — 32 млн. человек. В то время как критическая концентрация капитала в Штатах в 1980-х годах резко увеличилась. Достаточно сказать, что в промежуток между 1981 и 1989 гг. состояния четырехсот самых богатых американцев утроились. Еще одна большая ложь; будто бы американский образ жизни — это образ жизни, ориентированный на семью. В этом смысле социальная политика США возмутительно лицемерна; с одной стороны, многое делается для того, чтобы защитить детей, с другой — женщинам, ожидающим ребенка, равно как и родившим, не выплачивается федеральное пособие; за ними не сохраняется прежнее их место работы. А жестокая природа неуправляемой прессы и телевидения, делающая маленьких детей свидетелями всех подробностей жестоких преступлений, в то время как их матери вынуждены работать допоздна, а нередко и в выходные дни? Поток американского теленасилия, по словам президента Бостонского университета Джона Сильбера, вызывает «ненависть и отвращение, как естественную реакцию на насилие. Мы примирились с насилием, как будто оно является обыденностью». Такие программы так называемого «бульварного» телевидения, как «Текущие события», «Репортеры», «Внутренний выпуск», как о привычном, сообщают об убийствах, всех видах самого жестокого насилия (скажем, муж перемалывает свою жену в деревообрабатывающей машине). Убийцы-маньяки, на чьем счету не один десяток невинных жертв, стали объектом популярных программ телевидения (некоторые из них — такие, как «Ночной сталкер», — основаны на реальных жизненных ситуациях). И вся эта грязь во всех отвратительных подробностях через ТВ приходит в каждую американскую семью, решительно подтачивая ее, впрочем, как и другие ценности цивилизации. Советский Союз, в последнее время настойчиво пытающийся сделать свое общество все более и более открытым, должен бы поразмышлять над парадоксом, с которым мы столкнулись много раньше: неограниченная свобода и безграничная открытость вполне могут разрушить саму цивилизацию, необходимую для защиты свободы. Американский общественный деятель Алан Блум, критикуя американскую молодежь, считающую «все ценности относительными», отмечал, что, погрязая в безграмотности, рок-н-ролле, наркотиках, порнографии и телевидео, она по сути своей становится враждебной интеллекту. Безграничная свобода обернулась вседозволенностью. Может ли такое общество, задавался вопросом Блюм, быть до такой степени открытым, чтобы в конце концов превратиться в общество, свободное от лучших проявлений чувств, общепринятых интеллектуальных стандартов, основных моральных норм? А рок-музыка, по словам того же Блюма (к сожалению, во многом успевшим устареть), подавляемая в странах восточного блока из-за ее разрушительной силы, создавшая массовую, профашистскую психологию, подавив разумную человеческую мысль! Популярные «рэп» и «хэви метал» прорастают в сексуальном насилии. Благодаря всему этому эпидемия преступности в Штатах день ото дня достигает все новых и новых рубежей жестокости, порой просто потрясающей… В 1988 году девятнадцатилетней массачусетской девушке было нанесено 50 ножевых ранений. Преступник — молодой человек, насмотревшийся фильмов-ужасов, главный герой которых убийца-психопат по имени Джесон убивал свои жертвы, надев хоккейную маску. Полицейское расследование установило, что юноша так же собирал хоккейные маски и комиксы, главной темой которых были убийства. Беседы с его сверстниками помогли узнать, что парень был просто в восторге от фильмов о Джесоне, ему очень хотелось понять, что чувствовал убийца, в руки к которому попала жертва. В октябре 1989 года несколько молодых людей в масках Джесона совершили налет на магазин одежды в Бронксе (Нью-Йорк). Годом раньше подростки в масках подвергли жестоким пыткам женщину в Нью-Йорке. Между прочим попытка Джона Хинкли убить президента Рейгана тоже была «игрой» в стиле фильма «Водитель такси». Как выяснилось на суде, Хинкли имитировал действия убийцы-психопата (Роберта де Ниро), убившего в кинофильме политика в доказательство своей любви к девушке, роль которой играла актриса Джуди Фос-тер. (Интересно, что Хинкли преследовал реальную Дж. Фостер; получив отказ, он выстрелил в Рональда Рейгана.) Опросивший большое число молодых американцев, психиатр доктор Томас Радеки свидетельствует, что многие из них буквально помешаны на киноубийцах — уже упоминавшемся Джесоне и Фрэдди из видеофильма «Ночной кошмар на Элм-стрит». В июле 1990 года полиция Нью-Йорка арестовала десятилетнего мальчика, изнасиловавшего двух маленьких девочек. Он признался, что имитировал только что просмотренный порнофильм. В январе того же года другой десятилетний мальчик, сыграв в видеоигру, выстрелил в своего сверстника. Очевидно, малолетний преступник изображал насильника, воплощенного в видеофильме. О стремлении своих детей подражать убийцам после просмотра известного сорта фильмов или участия в коммерческих сатанинских видеоиграх говорят многие родители. Двое детей были убиты шестнадцатилетним подростком, вовлеченным в странную оккультную игру «Темница и драконы». «Ночной сталкер», известный калифорнийский преступник, врывавшийся в 1985-м в дома, где совершал жестокие обрядовые убийства, как оказалось, просто пытался воспроизвести лирику музыки «хэви метал», глубоко связанную в его понимании с культом поклонения сатане. На месте преступления, как правило, он оставлял причудливые надписи (эти действия напоминали многие убийства, совершенные пятнадцатью годами раньше семьей Мэнсонов). Как отмечал Джон Сильбер, общая реакция населения на подобные сообщения — оцепенение, способствующее в конце концов потере людьми восприимчивости ко все возрастающей волне ужасов. Примечательно, скажем, что сообщение о потрясающем убийстве (девятнадцатилетний отец скормил убитого им сына собаке) было опубликовано в «Нью-Йорк тайме» (8.12.1990) лишь на второй полосе. В прошлом такое преступление вызвало бы национальный шок. Сегодня демонические силы настолько слились с основами американской «культуры», что стали ее полнокровной составляющей. Примечательно, что даже среди американских кинопродюсеров и телевизионщиков растет осознание того, что волна свободы в описании и образной подаче насилия докатилась до крайней точки. К примеру, в фильме «Дистанционное управление» (1987) служащие видеомагазина начинают осознавать, что видео превращает зрителей в самых настоящих психопатов. Газета «Джорджия Конститьюшн» (17.09.1939) подтверждает воздействие и роль средств массовой информации на рост преступности, используя документы. Автор статьи «Телевидение нажимает на курок», написанной сразу же после массового убийства в штате Кентукки, совершенного бандитом, в распоряжении которого был весьма внушительный арсенал, ссылается на многочисленные интервью с торговцами оружием, полицией, криминальными экспертами и дельцами бизнеса развлечений, подтверждающие тесную взаимосвязь между насилием, отображенным в средствах массовой информации, и широкой продажей огнестрельного оружия. Вот всего лишь несколько примеров. Показ в популярном американском криминальном шоу «Нравы Майами» полицейских детективов, вооруженных новейшей моделью «Смита и Вессона» 645-го калибра, вызвало мгновенный огромный рост продажи оружия, в том числе и по самым высоким ценам. Реклама оружия в таких фильмах, как «Рэмбо», «Кобра», позволила увеличить его продажу в США с 8 тысяч единиц в 1981 году до 176 тысяч в 1988 году. Что же предпринимают американские «консерваторы», клянущиеся в своей любви Америке, для того, чтобы остановить самоубийственную приватизацию оружия? В 1984 г. Рейган увеличил вложения в импорт излишков китайского, а также европейского оружия. Буш, сам будучи заядлым охотником, пока что успешно сопротивляется принятию национального закона по контролю над оружием. Традиционно мощное лобби владельцев оружия, действуя в своих личных интересах, постоянно препятствовало принятию конгрессом и президентом законов, обеспечивающих всеобъемлющий контроль над распространением и использованием оружия. «Рэмбо» уже демонстрируется у вас, и Советскому Союзу не мешало бы обратить внимание на опыт Австралии и Вели-кобритании, в которых показ насилия в средствах массовой информации, так же как и доступ к оружию, является более урегулированным в правовом отношении, чем в США. 3 Мои советские читатели вправе мне возразить, что США можно считать свободными уже хотя бы потому, что все эти проблемы беспрепятственно обнародуются в прессе, по телевидению, в общедоступных книгах и журналах. Действительно, взять хотя бы это письмо, основанное на материалах из легко доступных источников. Но, согласившись с этим, мы тут же сталкиваемся с еще одним парадоксом: открытое общество может, тем не менее, оставаться закрытым. Угнетенный, подобно «К» в «Процессе» Кафки, может «идти», даже будучи закованным в цепи. Что хорошего в возможности критиковать американское общество, если средства массовой информации, образование, политика и массовая культура подмяли под себя культуру истинную? Классическое тоталитарное общество, как описанное в художественной литературе (Оруэлл, «1984»), так и реализованное в действительности, считает, что оно должно поставить надежный барьер на пути еретических мыслей и книг, которые могут соблазнить порабощенные массы. Ну а что, если самим массам наплевать на все эти книги и идеи? Что, если они просто хотят убедить самих себя в своих (пусть и ложных) вымыслах. Профессор Нейл Постман блестяще анализирует эту проблему в своей книге «Забавы со смертельным исходом». «Большой брат» в США (у вас — «голубой экран») забавляет и отвлекает внимание публики при помощи телеобразов. Рональд Рейган с помощью изощренных специалистов ТВ по связям с общественностью выливали буквально целые потоки бесстыдной лжи в годы его президентства, включая фальсификацию о том, что Рейган лично снимал нацистские концлагеря, что США не поставляли оружие другим странам, за исключением тех случаев, когда нужно было освободить заложников, удерживаемых ближневосточными террористами. Вся эта ложь сообщалась с личной доверительностью и очарованием, которые, конечно, не имели ничего общего с подлинной искренностью. Тот факт, что Р. Рейган не был изгнан из своего офиса, несмотря на потрясающую ложь, убедительно демонстрирует, как так называемая демократия может оказаться в плену у очаровательного «Большого брата» с неотразимой улыбкой. Если в Америку придет фашизм, то и он предстанет в привлекательной, зазывающей упаковке. В действительности право обнародовать идеи, информацию, являющиеся одной из важнейших форм свободы слова, всячески сдерживается в США — и не правительством, а частными издательствами. Контроль над мыслями — это одна из функций приватизации (факт, который должен рассеять веру в то, что приватизация — синоним свободы). Свободный рынок еще не означает свободу мысли. Официальным цензором, вместо идеологии, здесь становятся собственнические шкурные интересы. Большинство издательских монополий сегодня все явственней переносят акцент на издание книг, которые, потворствуя, по словам Горбачева, «дешевым чувствам» и «низким мыслям», гарантируют более быструю й прибыльную, по сравнению с требующими серьезного осмысления изданиями, распродажу. Критик Рассел Бейкер считает, что американцы не способны мыслить, охотно попадаются на крючок бульварной прессы и равнодушны к изменениям, происходящим в мире. Подтекст рыночной цензуры, удушающей с помощью свободного рынка неугодные ей мысли, в последнее время становится очевидным и восточноевропейским писателям. Интервью с некоторыми из них во время Парижской книжной выставки, переданные по «Нэшнл Паблик Рэдио» (30.03.1990), показали их озабоченность тем, что экономическая необходимость писать литературные произведения для массового спроса, не хуже цензора, способна вмешиваться в процесс творчества. И если иметь в виду американский опыт, то будущее представляется довольно мрачным. Один из первых сценаристов Голливуда Бен Хехт писал об американской прессе, как о «халтуре, понизившей уровень интеллекта народа, которая стала тормозом на пути превращения американцев в культурную нацию». И впрямь, общество, где неграмотные молодые люди, занимаясь спортом, делают миллионы, где сексуальность дает возможность принадлежать к элите, а у студентов едва ли не худшие среди остальных западных стран знания по математике, — так вот такое общество выглядит подзадержавшимся в развитии, и весьма основательно. Как собирается решать эти проблемы американское образование? Если 1917 год явился началом большой ошибки России, то в 1918-м была совершена не меньшая ошибка в Соединенных Штатах. В тот год Бюро по образованию США распространило документ, излагавший основы реформированной системы образования. Из семи «главных» принципов, по которым необходимо было оценивать уровень подготовки жертв среднего образования, только один — «овладение основными процессами» — способствовал интеллектуальному развитию. С тех пор американцы постоянно сетуют на быстрый рост числа слабообразованных студентов, которые не могут даже найти, на карте СССР или США. Положение в наиболее престижных университетах США — лучшее доказательство того, почему советские люди не должны питать особых надежд на то, что американские деньги, частные предприятия и рынок автоматически приведут к более высокому уровню жизни. С тех пор как у американских университетов возникла необходимость самостоятельно решать свои финансовые проблемы, они стали заманивать новых студентов, по словам изучавшего американскую систему образования Чарльза Сайкса, легкими, нетребовательными в интеллектуальном отношении курсами: «Рекреация и досуг» (университет Мэриленда), «Видеомузыка» (Лос-Анджелес), «С нами рок-н-ролл» (университет Бауна) и т. д. Словом, подобно другим важнейшим общественным институтам — политическим, медицинским, юридическим, — система образования в США разрушается безудержным профессиональным эгоизмом и рыночными ценностями. Если в советском коллективе нарушаются права индивидуума, то в Америке, наоборот, извечная жадность индивидуума нарушает право общества на некоррумпированные общественные институты. 4 Советский Союз переживает сейчас неспокойное время, выпадающее на долю немногих стран. Подобно Соединенным Штатам конца XVIII века, СССР имеет возможность создать новые устои жизни. Я вовсе не преследую цель дать какие-либо организационные или программные рекомендации. Мне хотелось бы лишь обратить самое пристальное внимание на природу и уровень человеческого сознания, необходимого для формирования политической и социальной ответственности. До того как вы окончательно выберете вашу социально-политическую и экономическую систему, вам необходимо определить ваши принципы, ценности и убеждения — одним словом, вашу философию. Славянская имитация американской культуры, особенно в ее столь очевидных сегодня заблуждениях, была бы настоящим бедствием. Поэтому очень важно, чтобы очереди страждущих советских граждан у дверей ресторанов «Макдональдс» не переросли в безоглядное признание бесчеловечного по своей сути свободного рынка в целом, с его превращением людей в объекты потребления, знаний — в пустые развлечения ради удовольствия, политики — в шоу-бизнес, образования — в присматривание за детьми, идей — в их подобие. Нужно четко осознавать, что США сегодня напоминают пещеру, где призраки перемешались с реальностью, темнота — со светом. Было бы слишком жестоко, если бы нынешняя открытость советского общества и его реконструкция, основанная на западных образцах приватизации и капитализма, привели бы его не в современный мир, а к темным сторонам уже пережитого страной прошлого. Но ведь, согласитесь, прогресс не может означать возвращение к прежнему состоянию…