Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Динамика капитализма. Бродель Ф.

на котором располагаются ярмарки и биржи. Возникают два вопроса.

Первый: каким образом эти орудия обмена могут нам помочь объяснить в целом

превратности развития европейской экономики при Старом Порядке, между XV и

XVIII веком? Второй: каким образом, исходя из сходств и различий, они могут

прояснить для нас действие механизмов неевропейской экономики, о которой мы

только начинаем кое-что узнавать? Именно на эти вопросы нам хотелось бы дать

ответ в заключительной части данной лекции.

IV

Вначале кратко охарактеризуем ход вещей на Западе в течение этих четырех веков —

XV, XVI, XVII и XVIII. В XV веке, особенно после 1450 года, происходит общий

экономический подъем, от которого выигрывают города, чему способствует рост цен

на ремесленные товары, в то время как цены на сельскохозяйственную продукцию

остаются прежними или даже снижаются. В результате развитие городов начинается

раньше, чем развитие сельских районов. Здесь невозможна ошибка — в это время

движущая роль принадлежит лавкам ремесленников или, еще точнее, городским

рынкам. Именно они диктуют свои законы. Так экономический подъем проявляется

на нижнем уровне экономической жизни.

В следующем веке, когда запущенный механизм усложняется уже в силу того, что он

вновь обрел утраченную скорость (XIII век и XIV век до нашествия «черной смерти»

были периодом явного ускорения), а также в силу расширения экономики

атлантического ареала, движущие факторы развития перемещаются на уровень

международных ярмарок — в Антверпене, Берген-оп-Зоме, Франкфурте, Медине дель

Кампо, Лионе, ставшем на краткое время центром всего Запада; а позже, в течение по

меньшей мере 40 лет (с 1579 по 1621) господства генуэзцев, неоспоримо

контролировавших международные денежные потоки, — на уровень так называемых

безансонских ярмарок с их весьма мудреным механизмом, где объектом сделок были

лишь деньги, кредиты и платежные средства. Раймонд де Роувер, в силу врожденной

осторожности мало склонный к обобщениям, без колебаний заявлял, что на XVI век

приходится апогей крупных ярмарок. Расцвет этого столь активного века в конечном

счете связан с бурным развитием верхнего этажа рыночной экономики, ее

суперструктуры, и в результате — экспансией этой суперструктуры, набухшей от

тогдашнего притока драгоценных металлов из Америки, и в еще большей степени — с

установлением системы нескончаемого обмена, породившей быстрое обращение

большой массы кредитов и ценных бумаг. Это хрупкое творение генуэзских банкиров

разрушится в 20-е годы XVII века — под действием тысяч причин.

Экономически активная жизнь XVII века, освобожденная от чар Средиземноморья,

развивается в обширной зоне Атлантики. Этот век историки нередко описывали как

период отступления и экономического спада. Такая картина, однако, нуждается в

уточнениях. Ибо, если прорыв XVI века был, без сомнения, остановлен как в Италии,

так и в других странах, то фантастическое возвышение Амстердама не вписывается в

представления об экономическом маразме. По одному пункту, во всяком случае,

между историками расхождений нет: продолжающаяся экономическая деятельность

основывается на решительном возврате к товару как первичной ценности, к обмену, в

основном, на базовом уровне, — к выгоде для Голландии, ее флота и Амстердамской

биржи. Одновременно ярмарка уступает свое значение бирже, торговому

учреждению, которое относится к ярмарке точно так же, как обычная лавка к

городскому рынку, т.е. как постоянный поток товаров к их периодическому

предложению. Это все хорошо известные вещи, так сказать, классика. Однако дело не

только в бирже. За блеском Амстердама наблюдатель рискует не заметить других,

более обычных достижений. Действительно, XVII век стал также свидетелем

массового процветания лавок иными словами, и на этом уровне победил постоянно

функционирующий рынок. Число лавок возрастает во всей Европе, которую они

покрывают густой сетью розничной торговли. В 1607 году Лопе де Вега сказал о

Мадриде Золотого века: «todo se ha vuelto tiendas» («все здесь превратилось в лавки»).

В XVIII веке, веке всеобщего экономического ускорения, используются, согласно

логике развития, все орудия обмена: расширяется деятельность бирж, Лондон

стремится потеснить Амстердам, который в этих условиях избирает путь

специализации, став крупнейшим центром международных займов, в этих опасных

играх участвуют Женева и Генуя, пробуждается и подключается к этой деятельности

Париж; в результате всего этого деньги и кредиты все более и более свободно

перемещаются по Европе. В этих обстоятельствах ярмарки естественно становятся

убыточными: будучи созданы с целью активизации традиционных форм обмена

путем предоставления, кроме всего прочего, налоговых преимуществ, они утрачивают

смысл своего существования в период свободных обмена и кредитов. Однако, вступая

в полосу упадка там, где развитие идет быстрыми темпами, ярмарки удерживают

позиции и даже переживают период расцвета в отсталых областях с традиционной

экономикой. Поэтому перечисление активно действующих ярмарок XVIII века

равнозначно указанию на маргинальные регионы европейской экономики. Во

Франции — это зона вокруг Бокера, в Италии — Альпы (Больцано) и Юг (Mezzogiorno). В

еще большей степени это относится к Балканам, Польше, России, а на Западе, по

другую сторону Атлантики — к Новому Свету.

Надо ли говорить, что в этот период возросшего обмена и потребления элементарные

городские рынки и лавки оживлены как никогда. Последние распространяются даже

в деревнях. Даже торговцы вразнос удесятеряют свою активность. Наконец

развивается то, что английские историки называют выражением private market* в

противоположность public market**. Последний находится под бдительным

контролем городских властей, в то время как первый ускользает от всякого контроля.

Этот private market, который задолго до наступления XVIII века стал устанавливать по

всей Англии систему прямых закупок товаров у производителей, нередко с

предварительной оплатой, закупок у крестьян, находившихся вне сферы рынка,

шерсти, зерна, полотна и т.п., — означал организацию, в противовес традиционной

регламентации рынка, самостоятельных коммерческих цепочек, весьма длинных и

свободных в своих действиях, и которые, впрочем, без всякого стеснения

пользовались этой свободой. Они утвердились благодаря своей эффективности, а

также учитывая необходимость крупных поставок армии и крупным городам. «Чрево»

Лондона, «чрево» Парижа оказывали революционизирующее действие. Короче, XVIII

век развил в Европе все, включая «противорынок».

*частный рынок (англ.)

**общественный рынок (англ.)

Все это верно для Европы. До сих пор мы говорили исключительно о ней. И не

потому, что нам хотелось все свести к ее частному случаю под влиянием слишком

удобной концепции евроцентризма. Дело просто в том, что профессия историка

получила преимущественное развитие в Европе, и историк естественно привязан к

своему прошлому. Однако несколько десятилетий назад все изменилось. В Индии,

Японии, Турции идет систематическая обработка документальных источников, и мы

начинаем узнавать историю этих стран не только по рассказам путешественников или

книгам европейских историков. Мы знаем уже достаточно, чтобы задаться

следующим вопросом: если механизмы обмена, описанные выше применительно к

Европе, существуют и за ее пределами — а они существуют в Китае, Индии, странах

Ислама, Японии, то можно ли на их основе попытаться провести сравнительный

анализ? Его цель могла бы состоять в установлении положения неевропейских стран

относительно Европы и выяснении вопроса о том, можно ли было еще до

промышленной революции усмотреть разрыв между Европой и остальным миром,

разрыв, превратившийся в XIX в. во все увеличивающуюся пропасть, иными словами,

вопрос о том, опережала ли уже тогда Европа весь остальной мир или нет.

Первое, что можно отметить, обратившись к неевропейским странам, это то, что

повсюду существуют рынки, даже в едва зародившихся обществах в Черной Африке

или у американских индейцев. Тем более это верно для развитых обществ с высокой

плотностью населения, которые буквально нашпигованы простейшими рынками.

Одно небольшое усилие — и эти рынки у нас перед глазами, они еще живут или их

жизнь легко может быть воссоздана. В странах Ислама города практически лишили

деревни их рынков, поглотив последние, подобно тому, как это произошло в Европе.

Самые крупные из этих рынков располагались у монументальных городских ворот, на

площади, не принадлежащей, строго говоря, ни городу, ни деревне, где горожанин и

крестьянин встречались как бы на нейтральной территории. Небольшие местные

рынки возникали и в самих городах, на их узких улицах и тесных площадях. Там

можно было купить хлеб, некоторые другие товары и, в отличие от европейских

рынков, множество готовых блюд: рубленые мясные котлеты, жареные бараньи

головы, оладьи, сладости. Существовали и крупные торговые центры — фондуки,

базары, как Бешистан в Стамбуле; они объединяли в себе открытые и крытые на

европейский манер рынки, а также множество лавок.

В Индии наблюдалась следующая особенность: не было ни одной деревни, которая не

имела бы своего рынка. Это объяснялось необходимостью обращать в деньги,

пользуясь услугами торговца-бании, подати сельской общины, собиравшиеся натурой,

чтобы затем выплачивать их либо Великому Моголу, либо феодалам из его свиты.

Следует ли усматривать в существовании этой огромной туманности деревенских

рынков недостаточную хватку городской экономики в Индии? Или, наоборот, считать,

что торговец-бания участвует в некоей разновидности private market, скупая

продукцию там, где она производится, в самой деревне?

Самая удивительная организация на уровне простейших рынков обнаруживается, без

сомнения, в Китае, где она принимает географически точную, почти математическую

форму. Возьмем местечко или маленький город. Обозначим его точкой на листе

бумаги. Вокруг этой точки располагаются 6 — 10 деревень на расстоянии,

позволяющем крестьянину в течение дня добраться до городка и вернуться назад.

Этот геометрический объект, состоящий из центра и десяти окружающих его точек,

мы назовем кантоном. Это и будет зона действия местного рынка. В реальной жизни

этот рынок рассредоточивается по улицам и площадям городка, включая в себя лавки

перекупщиков, ростовщиков, наемных писцов, торговцев мелким товаром, чайные

домики и заведения, где предлагают рисовую водку. У. Скиннер прав, говоря, что

базовой ячейкой крестьянского Китая является не деревня, а именно эта

кантональная структура. Нетрудно понять, что эти местечки, в свою очередь, тяготеют

к более крупному городу, располагаясь вокруг него на подобающем расстоянии,

поставляя в него продукты и получая через него доступ к далеким торговым путям и

товарам, которые не производятся на месте. О том, что все упомянутые рынки

составляют систему, ясно говорит тот факт, что календарь рыночных дней в

различных местечках и городе составлен таким образом, чтобы их даты не совпадали.

Торговцы вразнос и ремесленники постоянно переходят из местечка в местечко, с

рынка на рынок, ибо, как известно, в Китае лавочки и ремесленные мастерские

являются передвижными, поэтому тот, кто нуждается в их услугах, идет на рынок, а

кузнец или цирюльник приходят к клиенту на дом. Короче, вся масса китайской

экономики пронизана и приводится в действие цепью регулярных рынков, связанных

друг с другом и находящихся под плотным контролем.

Лавок и торговцев вразнос великое множество, они буквально кишат, однако ярмарок

и бирж, представляющих высшие механизмы обмена, практически нет. Правда, в

качестве маргинальных явлений на границе с Монголией или в Кантоне действуют

несколько ярмарок, но они организованы скорее для иностранных купцов и

позволяют помимо всего осуществлять за ними наблюдение.

Выходит одно из двух: либо правительство проявляет враждебность к этим высшим

формам обмена, либо капиллярной сети элементарных рынков достаточно для

китайской экономики — артерии и вены ей просто не нужны. По той или другой

причине, или по обеим сразу, обмен в Китае приобретает спрямленный, сглаженный,

лишенный вершины профиль, и мы увидим в одной из следующих лекций, что это во

многом определило отсутствие развития капитализма в Китае.

Верхние этажи обмена лучше просматриваются в Японии, где сообщество крупных

торговцев имело безупречную организацию. Они отчетливо заметны также в странах

Малайского архипелага, этого древнего перекрестка торговых путей. Там

периодически проходили ярмарки и имелись биржи, если понимать под этим словом

ежедневные собрания крупных купцов данной местности, как это было в Европе в XV

– XVI веке и даже несколько позднее. Так, в Бантаме, городе, расположенном на

острове Ява и бывшем

Скачать:PDFTXT

Динамика капитализма. Бродель Ф. Капитализм читать, Динамика капитализма. Бродель Ф. Капитализм читать бесплатно, Динамика капитализма. Бродель Ф. Капитализм читать онлайн