Моисей – Библия в стихах

Моисей – Библия в стихах.

Глава 1

Сыновья Иакова в Египте; кончина Иосифа; Тяжёлое рабство сынов Израилевых; Фараон и повивальные бабки.

Вошли в Египет в давние те годы

Рувим и Симеон,

Иуда, Левий со своим народом,

с родными Иссахар и Завулон,

Вениамин, Дан, Неффалим с Асиром

и Гад – вот все одиннадцать сынов

с Израилем обретших хлеб и кров

в Египте, где служил Иосиф мирно –

на всё для них готов.

Всего же душ из рода патриарха

с ним семьдесят пришло.

Иосиф там их принял, как номархов!

И время их в Египте потекло.

О, время, время! Отошёл Иосиф,

ушли и братья – весь их древний род.

Но как окреп Израилев народ!

Как множится, мужает, плодоносит

за годом каждый год!

Сыны Израиля наполнили Египет.

А новый фараон

в них лишь рабов своих покорных видит:

Иосифа не знал, не ведал он.

Он говорил: “Смотрите, как их много!

Их больше и они сильнее нас.

И если враг придёт в недобрый час,

они пойдут с врагом, его дорогой.

За ними глаз да глаз!

Ведь в их лице Египет потеряет

народ рабов своих.

Из вас, – сказал он слугам, – каждый знает,

какая польза нам идёт от них.

Перехитрим Израилево семя!

До нитки их семейства разорим,

работой непосильной изнурим.

Пусть города нам строит это племя.

Тогда и поглядим”.

Под палками надсмотрщиков жестоких

построены тогда

Пифом и Раамсес. И в те же сроки

возведены другие города.1

Но чем сильней Египтом изнурялся

Израиля устойчивый народ,

чем более страдал он от невзгод,

тем более он духом укреплялся

и рос из года в год.

Тогда придумал снова царь коварный,

как подавить народ,

и старых, мудрых бабок повивальных

он спешно во дворец к себе зовёт.

И вот велит им наблюдать при родах:

когда родится у Еврейки сын –

убить, чтоб не остался ни один.

А дочерей – тех оставлять в народе

работать до седин.

Но Фуа с Шифрой – имена тех бабок,2

так делать не могли.

Не нарушали Божеский порядок

и оставляли всех, кто родились.

И честных женщин царь призвал к ответу:

“Что с вами должен сделать я сейчас!?

Ведь смерть сынов я возложил на вас,

а результата ваших действий нету!

Нарушен мой приказ”!

И бабки повивальные сказали:

“Не гневайся на нас.

Ведь мы б, наш господин, не оплошали

усердно выполняя твой приказ.

Но женщины Еврейские здоровы –

они ведь жён Египетских сильней.

Они рожают сами. И быстрей,

чем мы придём, они уже готовы.

Им Бог даёт детей”.

За это дело бабкам повивальным

Господь добро творил.

А род Израилев многострадальный

мужал и набирался новых сил.

И фараон Египта обратился

к Египтянам в пределах всей земли:

“Египтяне, вы видеть все могли,

как в Гесеме Евреи расплодились,

с тех пор, как к нам пришли.

Не сокрушить их тяжкою работой,

измором не унять.

Они опасны. Главная забота –

плодиться им в Египте не давать.

Повелеваю: всех сынов Еврейских

бросайте в реку, как придут на свет.

Лишь так себя избавим мы от бед

и всяких неприятностей житейских

вперёд на много лет”!

*****************************************

Примечание:

1. Города для хранения провианта и оружия построены: Пифом – на берегу канала в Красное море: Раамсес – на восток от Пелузийского рукава Нила в земле Гесемской. Упоминается в писаниях и третий город, построенный евреями в Нижнем Египте – Он, носивший священное имя Пе-ра – дом солнца, откуда греческое – Гелиополис;

2. Повивальные бабки – предположительно египтянки. Шифра – «плодоносная» (египт.),

Фуа – «рождающая дитя» (египт.);

Моисей. Глава 2

Рождение Моисея; выставлен на реке Нил, усыновлён дочерью фараона; убил египтянина и убежал в землю Мадиамскую; женился на Сепфоре; его сыновья Гирсам и Елиезер; Бог призрел на Израиля в рабстве.

Амрам с Иохаведой повстречался

в дни травли и смертей.

Род Левиин той парой продолжался:

У них родился мальчик Моисей.

Три месяца они его скрывали.

В ту пору щедрый Нил залил поля –

и под его водой была земля,

и власти о ребёнке не узнали.1

И Господа моля

спасти сыночка от расправы лютой,

его родная мать

не стала дожидаться той минуты,

когда придут к ним сына убивать.

Она сплела из тростника корзину.

Асфальтом осмолила и смолой

и дно устлала шёлковой травой

и уложила маленького сына:

“Будь счастлив, дорогой, –

ему она сказала утром ранним,

когда алел восход.

И в час, когда принцесса для купанья

спускается к прохладе Нильских вод,

она незримо в заводи спокойной

поставила корзину в тростнике.

И вот уже купается в реке

дочь фараона. Скоро полдень знойный.

Вдруг, плач невдалеке.

Корзина, а внутри её младенец

небесной красоты.2

О, сердце! Детский плач его задевши,

в нём будит жалость, нежность и мечты…

Дочь фараона даже прослезилась,

увидев это чудо на реке.

(Дворец её стоял невдалеке).

И взять дитя она распорядилась

в раздумье и тоске:

Младенец Моисей

ей было ясно – это сын Еврейский,

и не смотря на то

взяла его.3 Но вот вопрос житейский:

где взять ей для ребёнка молоко?

Она не знала, что вдали стояла

того младенца старшая сестра.

Ждала развязки с самого утра,

за всем что было тихо наблюдала.

Но вот пришла пора

И Мариам – сестрица Моисея

к принцессе подошла

и предложила, мучась и робея

устроить неотложные дела.

Она сказала: “Здесь, неподалёку

есть женщина – Еврейская жена,

и грудью вскормит мальчика она

до наступленья времени и срока.

Она совсем одна”.

Дочь фараона сразу согласилась

кормилицу призвать.

И вскоре перед нею появилась

Иохаведа – Моисея мать.

Принцесса Евреянке так сказала:

“Возьми младенца и вскорми его,

ты головой ответишь за него.

За службу заплачу тебе не мало.

За тайну – сверх того”.

Ребёнок вырос и окреп довольно.

И вот родная мать

сама идёт, чтоб сына добровольно

от сердца во спасенье оторвать.

И стал он у принцессы вместо сына.

И жил в любви и радости при ней.

Здесь имя получил он Моисей.

Была тому известная причина –

дела минувших дней.4

Так сорок лет он жил и развивался

и многого достиг.

Египетским наукам обучался.

Их мудрость и умения постиг.

Он был силён в словах своих и в деле.

0н воевал и славу заслужил,

когда Ефиоплян он победил.5

Здоровый дух играл в здоровом теле

и действия просил.

И вот, однажды, вышел он к Евреям,

на братьев посмотреть.

Давно уже хотелось Моисею

узнать их ближе и встречаться впредь.

И он объехал и поля и стройки,

увидел, что Израилев народ

попал в Египте под ужасный гнёт,

страдает тяжко, выживая стойко,

и избавленья ждёт.

В один из дней, от гнева холодея,

он в поле увидал,

как Египтянин палкой бьёт Еврея

и тотчас на обидчика напал.

Тот оказался не таким уж грозным,

и в драке Моисей его убил,

а труп его в песке зыбучем скрыл.

Жалел он о своём поступке злостном,

о сделанном скорбил.

Моисей убивает жестокого египтянина

Но случая того никто не видел

и знать никто не мог,

лишь тот, кого убитый им обидел,

да сам зыбучий, льющийся песок.

И снова Моисей пришёл к Евреям.

И видит: драка! Кто их разберёт,

кто прав – один другого бьёт!

И Моисей, сородича жалея,

такую речь ведёт:

“Зачем жестоко ближнего калечишь?

Вы братья на земле!

Ведь можно спор решить по-человечьи!

Ведь ты не зверь, блуждающий во мгле”!

Но тот сказал: “Тебе решать не гоже –

Ты не начальник нам и не судья!

Не думаешь ли ты убить меня,

как Египтянина ты уничтожил

в степи на этих днях”?

Узнал и фараон об этом деле,

и гневом он кипит:

“Я при дворе терпел его доселе,

теперь Еврея я велю убить”!

И скрылся Моисей от фараона.

Он с близкими простился навсегда.

Знал – не увидит больше никогда

В Египте он персона вне закона

Здесь ждёт его беда.

И он ушёл на землю Мадиама.

Пустыня позади,

за ней, в Египте, боль его и драма,

глухая неизвестность впереди…

Присел он у колодезя усталый.

Вдруг слышит шум, девичий звонкий смех:

стада овечек, белых словно снег,

на водопой пригнали запоздалый,

собравши вместе всех,

семь дочек Рагуила-Иофора.

Начерпали воды,

но им поить овец теперь не скоро –

не ожидали девушки беды.

Всё дело в том, что пастухи-мужчины

овечек отогнали от корыт

и грозен был их крик и дикий вид.

Разгневались они не без причины –

ведь солнце не стоит!

Но Моисей унял мужчин сердитых,

красавиц защитил,

воды начерпал полные корыта

и их овечек вволю напоил.

И дочери священнику сказали

(Отец красавиц – строгий Рагуил,

священником здесь, в Мадиаме был),

что им помог какой-то Египтянин –

помог и защитил.

И пригласил священник Моисея

в гостеприимный дом.

Мадиамяне родом из Евреев –

живут в степи молитвой и трудом.

И Моисей стал жить у Иофора.

Привык к труду и гнал стада чуть свет,

потом женился, ласкою согрет,

на дочери священника Сепфоре

и жил там сорок лет.

И первый сын Гирсам6 у них родился.

Его назвал отец,

сказав: “В чужой земле я появился

издалека, как странник и пришлец”.

Потом второго зачала Сепфора

и в срок Елиезера7 родила.

Отец, коснувшись детского чела,

промолвил: “Милый сын, ты так мне дорог:

два сына – два крыла.

Мне Бог отца помог при избавленьи

от фараона рук.

С тобою входит в душу просветленье:

лишь Бог отцов спасает нас от мук.

Лишь Он один – опора и надежда!

Своих отцов достойные сыны,

мы твёрдо знать и веровать должны,

что помощь Бога сущего безбрежна,

когда Ему верны”!

Шёл год за годом. Царь Египта умер.

А новый фараон,

от ревности и злости обезумев,

мучение Евреев ввёл в закон.

Израильтяне гибли и страдали

и к небесам летел со всех сторон

отчаянья их вопль и тяжкий стон.

И час настал – в неведомые дали

дошёл до Бога он.

И вспомнил Бог завет Свой нерушимый:

“Израиля сыны,

чья жизнь в Египте столь невыносима,

от гибели должны быть спасены”.

Завет Свой с Авраамом, Исааком,

Иаковом могучий вспомнил Бог.

И видит Он, как мир людей жесток:

Израиля народ в беде и страхе

забит и одинок.

***************************************

Примечание:

1. Рождение Моисея совпало с разливом Нила. В это время, по свидетельству учёных, в места, расположенные на возвышенностях, можно было добираться только на судах. Поэтому, в течение трёх месяцев младенец Моисей был в относительной безопасности;

2. В соответствии с библейскими свидетельствами, младенец отличался необычной, неземной красотой;

3. Дочь фараона не боялась наказания за неисполнение царского указа. Ведь в древнем Египте царица почиталась более царя. Царицам и даже принцессам после смерти воздавались божеские почести;

4. Моисей – «спасён из воды». Большинство учёных склоняются к египетскому происхождению этого имени: «Мо» – вода, «исис» – сохранённый;

5. Моисей, по свидетельству Иосифа Флавия, был поставлен начальствующим над Египетским войском против Ефиоплян, вторгшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их;

6. Гирсам – (странник в том месте);

7. Елиезер – (Бог есть его помощь).

Моисей. Глава 3

Господь воззвал к Моисею из горящего куста; объявил Своё намерение освободить сынов Израиля и повелевает Моисею вести их; На вопрос Моисея Бог объявляет Своё имя: Иегова, или Я ЕСМЬ, Бог Авраама, Исаака и Иакова; Повелевает собрать старейшин Израилевых.

Со стадом Моисей прошёл пустыню

и вышел на заре

на место, незнакомое доныне –

к горе Хорива1 – Божией горе.

И видит чудо: там на горном склоне,

терновый куст, охваченный огнём

горит, как солнце в небе голубом,

но в пламени бушующем не тонет

и не сгорает в нём.

Купина неопалимая

И Моисей подходит в удивленье

к чудесному кусту,

понять желая странное явленье

и грозную осмыслить красоту.

Но тут раздался ясный голос Бога!

Господь воззвал из кущи: “Моисей,

обутым подходить сюда не смей:

то место, где стоишь, земля, дорога –

святые для людей.

Я твоего отца и Авраама

и Исаака Бог,

Иакова Я Бог. Я вижу драму,

но близок, близок избавленья срок.

В Египте уж не долго, погибая,

в страданьях жить народу Моему:

покинет он

Моисей - в стихах Библия читать, Моисей - в стихах Библия читать бесплатно, Моисей - в стихах Библия читать онлайн