Бытие – Библия в стихах

Бытие – Библия в стихах.

Глава 1

Сотворение мира и человека.

В бескрайних далях вечности витая,

могучий Божий Дух

носился в пустоте, осознавая,

как мир безжизнен, как он слеп и глух:

ведь нет такого места во Вселенной,

где светит солнце, бурно жизнь кипит,

где по ночам Земля покойно спит,

где миру посылает свет нетленный

торжественный зенит.

Печаль Творца, Его тоска святая,

Души Его порыв

упругой волей Время зачинают…

И Слово прогремело, словно взрыв!

И вот Земля – пустынна и безвидна.

И Божий Дух над безднами царит,

над водами в кромешной тьме парит,

где ни волны, ни берега не видно:

унылый, мёртвый вид.

Творец, продолжив начатое дело,

сказал: “Да будет свет”!

И в тот же миг во мраке посветлело –

Святому Слову Божьему ответ.

И засияли горные вершины,

окрасился лазурью небосвод,

сверкнули блики бирюзовых вод.

Спустились тени в тёмные долины

и тьма укрылась в грот.

Увидев свет над областью пустынной,

Господь сказал: “Се день”.

Он всем хорош, но бесконечно длинный.

И запустил в черёд ночную тень.

Наутро Он за труд берётся снова

и сушу отделяет от воды.

И видит – хороши Его труды.

Земля и Море – то Господне Слово,

руки Его следы.

Господь помыслил, чтоб земля взрастила

траву, деревья, злак.

Чтоб плодородья жизненная сила

преобразила Мир. И стало так.

По всей Земле, от края и до края

зазеленели рощи и леса,

полей, садов волшебная краса.

И на цветах, что Землю украшают,

жемчужная роса.

Три дня Господь трудился неустанно

и расцвела Земля.

Его заботой светлой беспрестанной

стеной стоят леса, шумят поля.

Но мир Господь ещё улучшить хочет –

В небесной тверди волей Божьих сил

Он размещает сонмища светил,

чтоб отделился светлый день от ночи.

И стало – как решил.

По воле Бога солнце управляет

отныне белым днём.

А лунный свет ночами освещает

юдоль земную трепетным огнём.

И времени отсчёт пошёл отныне

в минутах, годах, сутках и часах

на правильных Божественных весах,

и ритм небесный Землю не покинет.

Вовеки будет так.

Четвёртый день творенья завершился.

А утром Бог велел,

чтоб в небесах и водах появился

для птиц и рыб, по роду их, надел.

И закипели реки и озёра,

ожили океаны и моря,

и новой жизни первая заря –

Творцу поют осанну птичьи хоры,

за жизнь благодаря.

Господь благословил свои творенья,

велел им в мире жить,

плодиться, размножаться в поколеньях,

по роду их детей своих растить.

На том, закончив пятый день творенья,

с утра Он поручил своей Земле

в большом, Ему лишь ведомом числе,

зверей, скотов и гадов порожденье

в любви, но не во зле.

И стало так. Везде душа живая

в лесах, полях, горах

по воле Божьей Землю населяет:

и мощный слон, и лев и малый птах.

Всему зверью и птицам поднебесным

всю зелень травную Господь припас.

И был неистощим её запас,

и стал для них питанием чудесным.

И от тревог их спас.

И стал тот день, шестой с начала века,

вершиною всего –

Господь из праха вывел человека

по образу, подобию Его.

Из красной глины Бог сваял Адама,

дыханье жизни вдул в его уста.

Он человека создал неспроста!

И тот пошёл, как Бог – легко и прямо –

живая красота.

А Бог велел ему владеть землёю

и всем живым на ней,

всем, что в лесах, на небе, под водою

Господь создал в трудах минувших дней.

“Владычествуй над рыбами морскими,

над птицами, над зверем и скотом, –

сказал Господь, – И сам ты дашь потом

живым их душам собственное имя”.

И завершил на том.

Бытие. Глава 2

Бог благословляет седьмой день; Человек в раю Едемском; древо познания добра и зла; Человек даёт названия животным; Создание женщины.

К седьмому дню закончил Бог работу

и от трудов почил.

И вот Земля цветёт Его заботой,

и день седьмой Господь благословил.

И освятил Он этот день великий.

Отныне и вовеки день седьмой –

День отдыха и праздности святой,

блюдёт весь мир живой и разноликий:

молитвы и покой.

Господь замыслил райский сад роскошный.

Возник в Едеме сад.

Красу его представить невозможно –

плоды деревьев дивных взгляд манят.

И древо жизни в самом центре рая

Господь во имя жизни посадил.

Плоды его полны волшебных сил –

Бессмертье каждый смертный получает,

кто плод его вкусил.

И к чудо-дереву в саду Едема чистом

одна тропа вела.

На дереве в сиянье золотистом –

плоды познания Добра и Зла.

А, чтобы этот сад хранить и холить,

Господь в раю Адама поместил,

созданья Божьи в кущи запустил,

но человека Он не стал неволить:

«Трудись по мере сил».

Господь сказал в тот райский день Адаму:

«Питайся всем, что есть,

от всех деревьев, необычных самых,

плоды ты без опаски можешь есть.

Но тут, в саду, один лишь плод заветный,

доступный только Богу одному.

А человеку нет пути к нему.

Для человека это плод запретный.

Не подходи к нему».

И указал Господь, где в кущах рая

то дерево росло,

плоды которого всем открывают

всю правду жизни – всё Добро и Зло.

Потом Господь созвал свои созданья,

чтоб человек сам каждого назвал,

чтоб каждому созданью имя дал

по своему заветному желанью

и друга угадал.

Но друга и помощника Адаму

не видно средь зверей.

И Бог тотчас увидел эту драму

и волею могучею своей

Навёл на человека сон глубокий,

потом у человека взял ребро,

исправил плоть разумно и мудро,

и сотворил Он помыслом высоким

вселенское добро:

Он женщину создал для человека –

от плоти плоть его,

подругу и помощницу навеки,

живое воплощение всего,

что ближе и родней на белом свете.

Отныне для Адама лишь она

всех лучше, всех прекраснее одна –

теплом своим ему, как солнце светит

любимая жена.

Она явилась мужу и затмила

всё сущее в раю.

Её краса Адама поразила –

признал он сразу в ней жену свою.

И оба были радостны и наги.

Они ещё не ведали стыда,

как будто были счастливы всегда,

не ведая простой, могучей тяги,

что радость и беда.

Бытие. Глава 3

Обольщённые змеем, муж и жена едят запрещённый плод; Змей проклят; Умножение скорбей женщины; Земля проклята за человека; Изгнание человека из рая.

В Раю среди других зверей господних

жил умный, подлый змей.

Кичился он и хитростью природной

и переливом чешуи своей.

Не раз в саду он с женщиной встречался.

При каждой встрече он не раз, не два

нашёптывал преступные слова.

От мыслей, что он ей внедрить пытался,

кружилась голова.

Обольщённые змеем, муж и жена едят запрещённый плод

Он говорил: “Вкусив плоды познанья,

ты станешь словно Бог!

Добра и зла таинственное знанье

введёт тебя в божественный чертог”.

И женщина сдалась на уговоры:

плод сорвала и ела от него,

и мужа угостила своего.

И, тотчас, человечьим, грешным взором

увидела его.

Они себя почуяли нагими,

и охватил их стыд.

И смоковницы листьями большими

они спешат прикрыть свой голый вид.

Господь увидел это их метанье,

и первого спросил Он из людей,

как знает тот о наготе своей:

“Не от плодов ли дерева познанья,

которых нет вкусней”?

“Мне женщина дала тот плод душистый

и от него я ел” –

сказал Адам, – Он сочным был и чистым,

но съев его, я словно бы, прозрел”.

А женщина свалила всё на змея:

“Меня он хитрым словом искусил.

Он убеждал и клялся и просил…

Он говорил: “Господь для вас жалеет,

что для себя взрастил”.

Бог проклял искусителя навеки

Пред зверем и скотом,

Навёл вражду меж ним и человеком

И к людям обратился Он потом.

Жене сказал: “Я скорбь твою умножу

за глупость и корысть твоих затей –

в мучениях рожать своих детей

и мужу твоему служить ты сможешь

до гробовых костей”.

Адаму же сказал: “За нарушенье

наказа моего

отныне ты лишён благословенья”.

Сказал, и проклял землю за него.

“Теперь тебе придётся постараться

возделать землю бедную твою,

взрастить хлеба и прокормить семью

и от земли со скорбию питаться,

забыв про жизнь в Раю.

Ты пот с лица стереть едва успеешь,

как снова за труды.

И не всегда пожнёшь ты, что посеешь,

и не всегда уйдёшь ты от беды.

И вот, устав в житейской круговерти,

изведав боль, познав тоску и страх,

своих надежд заветных полный крах,

из праха мною взятый, после смерти

ты возвратишься в прах».

И Бог одел их кожаной одеждой,

наказ последний дал.

И безвозвратно, без луча надежды,

из сада своего людей изгнал.

Господь не верил в совесть человека:

«Ведь им, двоим, нарушившим обет,

ко древу жизни проложившим след,

теперь возможно жизнь продлить навеки –

для них запретов нет»!

И вот Адам с женой своей печальной

покинул райский сад.

И к новой жизни в путь тернистый, дальний

их провожает стража грозный взгляд…

Так человек впервые был наказан

за слепоту, в которой жил в раю,

за глупость и неопытность свою.

И к вечной жизни путь ему заказан

у смерти на краю.

Изгнание из Рая

Жену свою нарёк мужчина Евой.

Так стал её он звать,

лишь потому, что рай покинув девой,

она грядущим людям, словно мать.

Ведь Ева – значит жизнь! Такое имя

вполне подходит матери людей –

простое, без изысков и затей,

оно, как Божье имя будет с ними

до окончанья дней.

Бытие. Глава 4

Рождение Каина и Авеля; Убийство Каином брата Авеля; Изгнание Каина; Его потомство; Енох, Иавал Иувал, Тувалкаин;

Шли годы, и Адам зажил свободно

с любимою женой.

В трудах своих, то сытый, то голодный,

вблизи от моря, в местности степной.

И родились у первой пары дети:

сначала Евой Каин был рождён,

а после Авель – крепок и смышлён.

Адам их обучал всему на свете,

что знал и ведал он.

Адам и Ева после изгнания

Когда мальчишки подросли довольно,

к труду их час настал.

Вот Авель ходит овцеводом вольным,

а сильный Каин земледельцем стал.

И очень меж собой они дружили.

В шатре родном встречаясь вечерком,

родные братья слушали молчком,

как мать с отцом в раю когда-то жили,

что помнили о нём.

А с первыми лучами на работу

(она не станет ждать)

привычной материнскою заботой

их провожает ласковая мать.

Отару гонит Авель в край свободный

и Бога славит он за свой удел,

а Каин поливает свой надел.

Выращивать плоды в земле голодной

он сызмальства умел.

Вот Каин от земных плодов прекрасных

дар Господу принёс.

Его отринул Бог рукою властной,

и стало горько Каину до слёз.

И Авель, вслед, от стада первородных

и тука их сжигает Богу в дар

с молитвой за приплод своих отар,

пасущихся на пастбищах свободных,

не зная Божьих кар.

Господь призрел1 на Авеля даянье,

на Авеля призрел,

а Каина оставил без вниманья.

И Каин, словно туча, помрачнел,

узнав, что Богу дар его не нужен.

А Бог сказал: “Кто делает добро,

но замышляет тайно и хитро

корыстный план, тот грех берёт на душу,

как личное тавро”!

Жертвоприношение Каина и Авеля

Проходят дни, а Каину не лучше,

и свет ему не мил.

Однажды, чёрной завистью измучен,

он Авеля убил.

А труп укрыл землёю, бессердечный.

Но Бог его спросил: “А где твой брат”?

Ответил Богу Каин, пряча взгляд:

“Я брату своему не сторож вечный –

и сам узнать бы рад”.

Господь сказал: “Но голос крови брата

из-под земли зовёт!

И в этот день убийства и утраты

земля тебя навеки проклянёт.

И сил своих давать тебе не станет,

И, что бы ты не стал на ней растить,

она не будет для тебя родить,

терпеть братоубийцу перестанет.

И здесь тебе не жить”!

Каин убивает Авеля

И Каин неприкаянным скитальцем

пустился в тяжкий путь.

И сколько лет теперь ему скитаться?

Найдёт ли он приют когда-нибудь?

И вот, однажды, волею небесной

он завершил проклятый свой поход:

к востоку от Едема, землю Нод

он выбрал, чтобы тихо жить и честно

и зачинать свой род.

Жену свою, Адамова колена,

обрёл он и познал.

И первенца Еноха – дар бесценный,

Бог милосердный Каину послал.

Построил Каин город там из камня

и город тот в честь сына он

Бытие - в стихах Библия читать, Бытие - в стихах Библия читать бесплатно, Бытие - в стихах Библия читать онлайн