Worksites
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский
"Малый обзор" (см. ниже, Х 85). 788 Перевод по дополнению Бейли. 789 Точнее, "чтобы наши объяснения не уводили от них в бесконечность", т. е. в диалектическую игру понятиями, а держались наглядного смысла слов. 790 Ощущений — при суждении о конкретном, движений ума — при суждении об отвлеченных предметах, претерпеваний (т. е. наслаждения и боли) — при моральных оценках. 791 Неясное (adelon) у Эпикура прежде всего недоступное для непосредственных ощущений. 792 Здесь и далее в двойных черточках помещены примечания-схолии к Эпикуру, вставленные в его тексты еще в источнике, которым пользовался Диоген. 793 Дополнение Гассенди, принятое Лонгом; Узенер предлагал чтение "тела и пространство". 794 Перевод до чтению Биньоне (ischyonti). 795 Ср. ниже, Х 56. Если бы количество разных видов атомов было бесконечно, то среди них были бы и очень крупные, видимые глазом; Демокрит это допускал, но Эпикур не допускает, как противоречащее чувствам. Отсюда различение понятий бесконечность (apeiron) и необъятность (aperilepton). 796 См. X 61. Вставка интерпретированной схолии, может быть, повлекла выпадение части эпикуровского текста; Биньоне дополняет: "одни находятся в прямом падении, другие в отклонении, третьи в колебании". 797 Поодаль, т. е. свободно движутся, как в воздухе; сцепятся, как в твердых телах; будут охвачены сцепленными атомами, как жидкости в сосуде (Хикс). 798 X 54–56. 799 Отрывок отсюда до конца абзаца Джуссани и Бейли считают вставкой и переносят после 61–62. 800 Очень темное место. Общий смысл: «видности» распространяются очень быстро, но не бесконечно быстро, ибо это противоречило бы непосредственному ощущению: ощущение говорит, что «видность» сперва достигает ближних наблюдателей, а потом дальних и что при определении расстояния до источника «видностей» возможны ошибки. Это происходит оттого, что «видности» движутся беспрепятственно лишь до места ощущения, а само столкновение с органом чувств уже становится для них "препятствием". 801 О восприятии посредством истечений через воздух учил Демокрит, о восприятии посредством лучей, идущих из глаза, — Парменид. Эпикур развивал учение Демокрита, но отмежевывался от его изобретателя. 802 От непрерывно исходящих видностей представление возникает в органах чувств, от их остатка (осевшего в сознании) — в мыслях (Бейли). 803 Т. е. всякое ощущение истинно, однако оно может быть неполно и нуждаться в дальнейшем подкреплении; если это подкрепление невозможно, то неполнота восполняется мнением, которое уже может и не быть истинным. 804 Вслед за большинством издателей опускаем следующее здесь повторение нескольких слов. 805 Опять возражение против Демокрита. 806 Возражение против Демокрита — см. выше, прим. 29. 807 Протяженность metabasis — буквально "обход взглядом", отсюда последующий образ смотреть сперва на одну, потом на другую частицу. 808 Т. е. если мельчайшую частицу и возможно разделить на две меньшие, то мы будем иметь две мельчайшие частицы, а не две части одной. 809 Т. е. из двух атомов больше тот, в котором больше неделимых частей. 810 Может быть, вместо неизменных (ametabola) следует читать с Узенером «непротяженных» (ametabata). 811 Т. е. они существуют только как части атома, не имеющие собственного движения. 812 Эпикур хочет обосновать свое учение о бесконечном падении атомов в пространстве сверху вниз; для этого ему нужно доказать, что в бесконечном пространстве есть верх и низ; чтобы это доказать, он берет за начало отсчета не точку, а протяженную человеческую фигуру с головой и с ногами. На неправомерность этого указывал еще Плутарх ("Об упадке оракулов", 425 d). 813 Обычное у Эпикура сравнение: мысль он считает тоже движением атомов, притом самым быстрым. 814 Т. е. домыслы "по аналогии" имеют силу только для видимых явлений, а невидимые явления постигаются только движением мысли. 815 См. выше, Х63. 816 Постоянные свойства — symbola (напр., для человека — "быть двуногим"); непостоянные — symptomata (напр., для человека — "быть рабом"). 817 Т. е. время не есть самостоятельный предмет, так как мы не можем представить его себе зримым образом (иметь в сознании его «предвосхищение» (prolepsis), сложившееся из ряда впечатлений), а есть лишь свойства таких предметов, как день и ночь, движение и т. д., отвлекаемые от них умом. 818 Вставка схолии повлекла выпадение части Эпикуровой фразы с приблизительным смыслом: "и не надо думать, что во всех мирах одни и те же растения и животные" (Узенер). 819 Испорченное место, восстанавливаемое исследователями по смыслу. 820 Т. е. заимствованные или новоизобретенные. 821 Напр., в письме к Пифоклу, приводимом ниже. 822 Имеется в виду Левкипп. Ср. выше, IX 31. 823 О скоплениях атомов в начале мира учил Левкипп, о вихре — Демокрит; детерминизм Демокрита (мнения о необходимости) был здесь, как и всюду, неприемлем для Эпикура. 824 Демокрит. 825 Глоссы, исключенные Узенером, опущены в переводе. 826 Эпикур рассуждает: отходя от огня, мы сперва перестаем чувствовать жар, а потом уже замечаем, что огонь кажется нашему взгляду меньше, чем он есть; жар солнца мы чувствуем; стало быть, мы еще не так далеко от него, чтобы оно казалось нам меньше, чем оно есть. Ср. Лукреций. О природе вещей V 566–584. 827 Первое мнение — Гераклита, второе Анаксимена. Здесь и далее авторство приводимых теорий отчасти восстанавливается учеными по Аэтию. 828 Лакуна, в которой выпали другие возможные объяснения движений светил: ср. Лукреций. О природе вещей V 509–533 (может быть, их гонит внешний ветер или внутренний огонь, или они ищут в небе, как на пастбище, новую пищу для своего "сильнейшего жара"). 829 Первое мнение — Эмпедокла, второе Анаксагора, третье — Гераклита (?) и стоиков, четвертое Демокрита (с его "вихрем"). 830 Т. е. астрономы — рабы собственных теорий в отличие от эпикурейцев, равно принимающих любое объяснение. 831 Первое мнение — Гераклита (с его поворачивающимися "выдолбинами"), второе — Ксенофана (?), третье — Анаксимена и Анаксагора. 832 Первое мнение — Анаксимандра и Ксенофана, второе — Фалеса, Эмпедокла, Анаксагора. 833 Первое мнение — Анаксагора, второе Анаксимена (?). 834 Первое мнение — Ксенофана, второе Анаксагора. 835 Первое мнение — если считать, что над землей движется одно и то же солнце, второе — если считать, что каждый день загорается новое. Текст испорчен, перевод приблизительный. 836 Например, когда ласточки летают низко или когда солнце сквозь туман кажется красным. 837 Первое мнение — неизвестно, второе Демокрита, третье — Ксенофана. 838 Сжимаются — давя друг друга, преобразуются — под влиянием солнечных лучей (Лукреций. О природе вещей VI 510–516). 839 Т. е. если подуть в узкогорлый сосуд. 840 Первое мнение — Демокрита, второе Анаксимандра, третье — Анаксагора, четвертое — Эмпедокла, пятое — опять Анаксагора, шестое — неизвестно ближе, седьмое повторяет первое, демокритовское. 841 Т. е. разница только в том, что в первой теории больше подчеркнута роль ветра. 842 Т. е. не считать молнию наказанием от Зевса и т. п. 843 Т. е. когда где-нибудь какая-нибудь материя (например, влага идущего дождя) вытесняет много воздуха, то из этого места дуют ветры. Сказано это настолько невнятно, что Бейли предполагает в начале этого абзаца лакуну, после которой речь идет уже не столько о ветрах, сколько о чем-то другом (о вулканах?). 844 Ветристым частицам, более тонким, труднее замерзнуть и легче разделиться на градины, водяным — наоборот. 845 Т. е. если смешение света и воздуха в разных частях атмосферы порождает разные цвета, то сливаются они в одну полосу оттого, что каждый распространяет свой свет и на окрестный воздух. 846 Речь идет о звездах близ небесного полюса, не скрывающихся за горизонтом. Первое мнение Анаксимена, второе — Демокрита, третье — Гераклита. 847 Мнение о вихре и необходимости Демокрита, о движении звезд к местам питания Гераклита. 848 См. выше, Х 102. 849 Речь идет о весеннем прилете ласточек и т. п. 850 Полемический выпад против стоиков. Узенер исправляет текст: "…не больше, чем другие"; Биньоне толкует его как "он будет тоньше чувствовать наслаждение и боль". 851 Номер книги выпал в рукописях и условно дополнен Альдобрандином. 852 Конъектура Германна, принятая Лонгом. 853 Части параграфов 120 и 121 переставлены Биньоне. 854 Стих Феогнида, 427 (пер. В. Вересаева). 855 Лакуна, заполняемая издателями условно. 856 Опять выпад против Демокрита. 857 В "Письме к Геродоту", обычно называемом "Малым обзором", этих слов нет — или оно дошло до нас не полностью, или ссылка ошибочна. 858 Софокл. Трахинянки, 787–788. 859 Первые четыре главные мысли считались ключом ко всей эпикурейской этике и носили название «тетра-фармакон» — "четверо-лекарствие". 860 Текст ненадежен; может быть, "с помощью богатства и способности к сопротивлению". 861 Т. с. к достижению "бестревожности". 862 Полемика против метафизической идеи дружбы у Платона, пифагорейцев и даже стоиков. Олимпиодор. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА Олимпиодор — александрийский неоплатоник VI в. н. э., последний из александрийских комментаторов Платона. Его биографическая заметка о Платоне сохранилась в виде вступления к его обширному комментарию к «Алкивиаду» Платона. Она интересна как этап постепенного превращения биографии Платона в легенду с характерными фантастическими мотивами и панегирическим стилем. 863 Аристотель. Метафизика I 1, 980 а 21. 864 Платон. Тимей, 41 а — d. 865 Платон. Государство, 546 а — 547 а. 866 Платон. Федр, 237 а — 241 d и 244 а — 257 b. 867 Платон. Феэтет, 172 а — 177 b. 868 Слово Гомера о Несторе (Ил. I 249). 869 Соневольник лебедей — выражение из «Федра», 85 b. 870 "Любовники", 132 а. Грамматист — учитель начальной школы, обучавший только чтению и письму. 871 Ср. выше у Диогена V 38. 872 Дамон, знаменитый музыкант V в., учитель Перикла, упоминается в «Государстве» III 400 b. 873 Палестра, т. е. физические упражнения; палестрой называлась площадка для спортивной борьбы, гимнасием — весь дом с двором для спортивной тренировки. 874 По-видимому, имеется в виду «Тимей», 60 а 68 d. 875 Дионис, не доношенный Семелой, был доношен самим отцом его Зевсом в своем бедре; отсюда этимология. 876 АПл. III 33. 877 Платон. Пир, 185 cd. 878 Эпизод ближе неизвестен; по-видимому, Гефест (тезка бога огня) был должностным лицом в Александрии, одним из кварталов которой был Фарос. 879 Лакуна и испорченный текст. 880 Платон. Горгий, 461 а. 881 Сам сказал — ссылка на авторитет Пифагора как высший довод. 882 Ошибка; это эпиграмма Диогена Лаэртского, приводимая им в III 45 (ПА VII 109). Порфирий. ЖИЗНЬ ПИФАГОРА Порфирий (ок. 232 — ок. 301 н. э.), ученик Плотина, располагал для своей биографии Пифагора приблизительно теми же материалами, что и Диоген Лаэртский, но в своем изложении уже гораздо больше внимания уделяет легендам о волшебстве и чудотворстве Пифагора. 883 Ср. выше у Диогена VIII 1. 884 Семь наук (обычно — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) — энциклопедический канон, сложившийся в поздней античности. 885 Синхронизация «расцвета» Пифагора с его переселением в Италию. 886 Имя Астрей означает "звездный". 887 Так греки осмысляли демотическое, иератическое и иероглифическое письмо Древнего Египта. 888 Забрат или Зарат — искаженное имя Зороастра — Заратуштры. 889 См. у Диогена VIII 2 и Геродот. Ист. IV 95. 890 Смерть Аполлона — осколок древнейших мифов, в которых Аполлон выступает как умирающее божество природы. Триоп — сын Посидона, правнук Эллина, прародителя эллинского народа. 891 Идейские дактили (от Иды, горы на Крите) — демоны, чтимые на Крите; считалось, что они научили людей пользоваться огнем и железом. 892 Древнейший хтонический миф о смерти и воскрешении Зевса-Загрея, растерзанного титанами. Всесожжение — особенно торжественная жертва божеству, когда сжигалось на алтаре жертвенное животное целиком, а не только несъедобные части. 893 Четверка считалась священным числом как последний член прогрессии 1+2+3+4=10, первый квадрат ("число справедливости") и основа деления на 4 времени года, 4 возраста и т. д. 894 Гомер. Ил. XVI 51–60. 895 Искаженное Кае, река в Метапонте. У Диогена Лаэртского (VIII 11) название другое. 896 См. прим. 8 к VIII 11. Об Абариде подробнее см.: Геродот. Ист. IV 36. 897 См. VIII 60 (об Эмпедокле), I (об Эпимениде). 898 Эмпедокл, фр. 129 (пер. Г. Якубаниса). 899 Напротив нас, т. е. по другую сторону огня, образующего центр мироздания; поэтому Противоземля

Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать бесплатно, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать онлайн