Worksites
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский
II, Антипатра, Ария и Корнута. КНИГА ВОСЬМАЯ 627 Тирренцы — этруски, считавшиеся народом, искушенным в тайных знаниях; отсюда и легенда, возводящая к ним Пифагора (еще красочнее — у Порфирия, § 10). 628 Геродот. Ист. IV 95. 629 См. выше, I 118–119. 630 Креофилиды — род аэдов (эпических певцов) на Самосе, подобный роду Гомеридов на Хиосе. 631 Гомер. Ил. 16, 806 и далее. 632 Возможен перевод: "…и, отобрав, эти сочинения создал…" (двусмысленность в подлиннике). 633 Точнее об этом: Ямвлих. Жизнь Пифагора, 72–73; сперва три года испытаний, потом пять лет ученичества в молчании и из-за занавеси, потом доступ к эзотерическому учению. 634 Культ Аполлона Гиперборейского — наиболее мистический из культов Аполлона, ср. Порфирий, 28. 635 Эпитеты греческих богинь во многих культах; подробнее об этом см.: Ямвлих, 56. 636 Т. е. открыл зависимость изменения высоты тона от длины колеблющейся струны (монохорд — малоупотребительный инструмент с одной струной). 637 Примирение этого рассказа о гекатомбе (жертве в 100 быков) и традиционного пифагорейского вегетарианства см. у Порфирия, 36, и ниже, VIII 53. 638 ПА VII 119. 639 Знаменитый делосский алтарь из рогов жертвенных животных, заложенный Тесеем после убийства Минотавра. 640 Ср. ниже, IX -23. Геспер и Фосфор — названия вечерней и утренней Венеры. 641 Испорченное место, перевод по конъектуре Кобета. 642 Этот промежуток между двумя метампсихозами, вероятно, искажен из 216 (=63 "психогоническое число" пифагорейцев). Таким образом, Пифагор должен был жить под именем Пирра в VIII в., Гермотима — в XI в., Евфорба — в XIII в. до н. э., к которому приблизительно было относимо время падения Трои. 643 Перечисляются местные италийские племена; из римлян пифагорейцем считался преемник Ромула, царь Нума Помпилий. 644 См. выше. III 9 и VIII 84. 645 Несколько иначе у Порфирия, 4. 646 Это — пифагорейские «акусмы» (откровения) и «символы» (средства узнания); ср. Порфирий, 41–42. 647 В большинстве источников (напр., Порфирий, 42) — наоборот, "не сваливать, а взваливать"; Диоген Лаэртский дает чтение менее философски-символичное и более человечески-бытовое. 648 В большинстве источников — наоборот, "по торным тропам не ходить", ошибка такого же рода. 649 Рыбы, ("эрифии", «меланур» и морская ласточка — "тригла"), посвященные подземным богам (Ямвлих, 109). 650 pelargan, редкое слово. 651 См. выше, IX 8. 652 Пифагор значит "убеждающий речью". Этимология, связывающая его с культом Аполлона Пифийского. 653 Пространнее см. Порфирий, 40. 654 В большинстве источников единица соответствует точке, двойка — линии (два ее конца), тройка — плоскости (три вершины треугольника), четверка объему (четыре вершины пирамиды — тетраэдра). Диоген выражается неясно. 655 Ихор — всякая органическая жидкость (первоначально — "кровь богов", упоминаемая, ниже, IX 60, в гомеровской цитате). 656 Horkios, одно из прозвищ Зевса. 657 Дильс и Лонг предполагают здесь лакуну. 658 Стих из несохранившейся комедии. 659 ПА VII 120. 660 Килон, о котором см.: Порфирий, 54–56. 661 Версия Дикеарха подробнее у Порфирия, 56–57. 662 По-видимому, речь идет о торжествах в Кротоне после изгнания пифагорейцев. 663 Ср. Геродот. Ист. I 8, 3. 664 Натянутая этимология: gyne — «женщина» и aischyne — "стыд". 665 См. выше, VIII 10, о возрастах по 20 лет. 666 ПА VII 121; АПл. V 34–35; ПА VII 122. 667 Т. е. девять — десять смен руководителей школы за 200 лет между Пифагором (ок. 500 г. до н. э.) и Аристоксеном (ок. 300 г. дон. э.). 668 48-я олимпиада — 588 г. до н. э. 669 АПл. III 35. 670 Ср. выше, II 46. Подробнее о заговоре Килона против пифагорейцев см. у Порфирия. 671 АПл. III 16. Альтис — священная ограда Зевса в Олимпии, место олимпийских игр. 672 71-я олимпиада — 496 г. до н. э. 673 Речь идет о походе афинян на Сиракузы в 415 г. 674 Т. е. Эмпедокл-дед был пифагорейцем-вегетарианцем. 675 Все отрывки из Эмпедокла даются в переводах Г. Якубаниса (по изд.: Лукреций. О природе вещей, т. II. М., 1947) с небольшими изменениями. 676 Несохранившееся сочинение Аристотеля. Ср. Аристотель. Риторика, 1354 а 1; Секст Эмпирик. Против разных наук, VII 6–7. 677 Поэтом-трагиком был внук Эмпедокла, носивший то же имя. 678 ПА VII 508, под именем Симонида. 679 АПл. V4. 680 Тысячное собрание — верховный орган власти обычный в умеренно демократических государствах (как в Афинах Совет пятисот). 681 Диоген сообщает пять версий рассказа о смерти Эмпедокла (Гераклида с Гермиппом, Гиппобота, Диодора, Тимея и Неанфа с Телавгом), начиная от наиболее разукрашенных и кончая наиболее простыми. Легенда об апофеозе Эмпедокла на Этне перенесена на философа из мифа о самосожжении и апофеозе Геракла. 682 Мегары Гиблейские в Сицилии. 683 Синхронизация расцвета Эмпедокла (40 лет) с основанием Фурий в 444 г. до н. э.; отсюда аполлодоровская хронология его жизни, 484–424. Но многие ученые предпочитают датировку ок. 494–434 гг. 684 Гомер. Од. XI 278. 685 ПА VII 123–124. 686 ПA VII 125. 687 Краестишия (акростихи) были способом поэтической тайнописи. Ср. V 93. 688 См. выше, III 21–22. 689 Оба письма фиктивны и сочинены для подтверждения авторитета какого-то позднего сочинения, приписанного легендарному пифагорейцу Океллу Луканскому. В сборнике писем Платона кроме этого письма (XII) к Архиту обращено письмо IX. 690 Платон. Государство VII 528 b (имя Архита, однако, Платоном не упомянуто). 691 Алкмеон утверждает, что большинство свойств, с которыми имеют дело люди, составляют пары: "…например, белое — черное, сладкое — горькое, хорошее дурное…" (Аристотель. Метафизика I 5, 986 а 22 — b4). 692 Лакуна, дополненная Дильсом. 693 См. выше, III 9. Ошибка Диогена Лаэртского (при списывании из источника): покушался на тиранию не Филолай, а Дион. 694 ПА VII 126. 695 Ср. выше, VI 2, об Антисфене. 696 Аристотель. Никомахова этика Х 2, 1172 b 9. 697 Дионисии и Леней — афинские праздники, сопровождавшиеся драматическими состязаниями. 698 ПА VII 744. КНИГА ДЕВЯТАЯ 699 Такому наказанию подвергались состязатели, уличенные в плутовстве. 700 По фантастической легенде, этот Гермодор стал потом советником при римских законодателях-децемвирах: статуя его стояла на римском форуме (Плйний XXXIV 21). 701 ПА VII 127. 702 См. выше, II 22. 703 ПА VII 128 (пер. Л. Блуменау). 704 ПА IX 540. 705 ПА VII 80 (пер. Л. Блуменау). 706 Лакуна, дополненная по Дильсу. 707 Ошибка: имеется в виду Анаксимен. 708 Знаменитое изречение, приписывавшееся многим мудрецам, вплоть до баснописца Эзопа. 709 Ср. выше, II 13. 710 Пер. С. Трубецкого. 711 Ср. выше, VIII 14. 712 Известная апория об Ахиллесе и черепахе, разработанная далее Зеноном. 713 Ср. ниже, IX 15. Рассказ о том, как абдериты сочли Демокрита сумасшедшим и пригласили Гиппократа, чтобы его лечить, а Гиппократ, побеседовав с ним, объявил абдеритам, что Демокрит не только здоров, но и мудр, был широко известен в древности, однако не упоминается у Диогена в разделе о Демокрите. 714 Во время восстания Самоса против Афин в 441 г. до н. э.; как Мелисс был в этой войне избран флотоводцем за свои успехи в философии, так со стороны афинян Софокл — за свои успехи в трагедии. 715 Платон. Парменид 127 b; Софист 216 а; Фсдр 261 d. Паламед — один из греческих героев под Троей, соперник Одиссея в уме и изобретательности. 716 Ср. выше, VIII 57. 717 Диодор, писавший по источникам IV в. до н. э., уже передает эту легенду как общеизвестную (X, 18). 718 Перенос на Зенона легенды об Анаксархе (см. ниже, IX 59). 719 ПА VII 129. 720 Ср. выше, 1Х23. 721 См. выше, VII 35. 722 Лакуна, частично восполненная Дильсом. 723 Геродот упоминает о пребывании Ксеркса в Абдере в VII 109 и VIII 120. 724 Псевдо-Платон. Соперники 136 а. Пятиборьем в греческом спорте назывались борьба, бег, прыжок и метание копья и диска. 725 Phantasiai — "продукты фантазии" (Лурье); в данном случае — прежде всего привидения. 726 Перенос на Демокрита рассказа о мнимом старческом безумии Софокла. 727 Дата взятия Трои (см. 1, прим. 4) в эпоху Демокрита была еще не общепринята, поэтому даты жизни Демокрита сомнительны: наряду с Аполлодоровой датировкой ок. 460–366 гг. до н. э. — многие исследователи (в том числе Лурье) принимают Фрасиллову — ок. 470–366 гг. до н. э. 728 Трехдневный праздник в конце сентября в честь Деметры и Персефоны. 729 Цифра преувеличена (ср. 104 года у псевдо-Лукиана, II 46 е. «Долгожители», 18, и выше, IX 39). Вариант легенды у Афинея — что Демокрит питался испарениями меда. 730 ПА VII 57 (пер. С. Лурье с небольшими изменениями). 731 Видности (eidola) — неожиданный здесь эпикурейский термин. 732 Текст заглавия испорчен, все восстановления одинаково темны. 733 Платон. Протагор, 316 а. 734 Платон. Феэтет, 152 а и далее. 735 Платон. Евфидем, 286 с. 736 Легенда, подробно рассказанная у Геллия (V 3), говорит, что Демокрит был поражен, увидев дровоноса, складывавшего дрова в вязанку наилучшим геометрическим образом, и узнав, что он дошел до этого сознательно и самостоятельно; этим дровоносом оказался Протагор. 737 См. выше, IX 51. 738 ПА VII 130. 739 Анахронизм, по-видимому, опять из-за путаницы имен Анаксимена и Анаксагора. 740 Ср. легенду о Зеноне (выше, IX 26–27). 741 ПА VII 133. 742 Гомер. Ил. V 340. Ср. выше, VIII, прим. 29. 743 Плутарх. Александр, 28. 744 Еврипид. Орест, 271. 745 Не совсем ясная фраза — Дильс предполагает здесь лакуну. 746 Из нескольких известных фракийских царей, носивших имя Котиса, ни один при Пирроне не правил. По-видимому, Диоген Лаэрций спутал Пиррона с Пифоном из фракийского Эноса, учеником Платона. 747 Гомер. Ил. VI 146 и далее XXI 106–107. 748 Пер. В. В. Вересаева. 749 Еврипид. Умоляющие, 734–736. 750 Тимей, 40 d. 751 Из несохранившейся трагедии Еврипида "Полиид". 752 Гомер. Ил. XX 248–250. 753 Дальнейшее изложение — по Сексту Эмпирику, "Пирроновы положения", I 188–205. 754 Т. е. скептики (по-видимому, выражение источника, использованного Диогеном). 755 Знаменитые десять "Энесидемовых тропов", сформулированных Энесидемом в I в. до н. э. и пересказанных в "Пирроновых положениях" (I 41-146). Первые пять тропов рассматривают ненадежность всего видимого со стороны субъекта, последние пять — со стороны объекта. 756 Мифические существа — саламандры позднейшей демонологии. 757 Секст Эмпирик. Пирроновы положения, I 164–177. 758 Там же. II 134–192. 759 Там же. II 85–96. 760 Там же, II 22–79, 97-103. 761 Там же, III 13–29. 762 Там же, III 63–81 и далее, 253–258, 109–114, 179–187. 763 Наш, т. е. скептический (по-видимому, опять выражение источника, ср. прим. 56). 764 Скептическое отношение к успехам александрийской филологии, не полагавшейся на рукописные тексты, а пытавшейся восстановить более древние чтения. 765 Темная пословица. 766 Т. е. врач «эмпирической» школы (державшейся опытных данных в отличие от «догматической», вносившей в медицину философские концепции). КНИГА ДЕСЯТАЯ 767 В поэме Гесиода «Феогония», которая, по-видимому, читалась в школе. 768 По смыслу цитируемого далее фрагмента Тимона, Эпикур был скорее не учителем, а сыном учителя. 769 По Афинею ("Пир софистов" XIII 611 b) Феотим. 770 Текст испорчен; перевод по поправке Гассенди, принятой Би-ньоне. Лонг сохраняет чтение Узенера: "в XII книге о праздновании 20-го числа". 771 Ходячее оскорбление. Ср. Демосфен об Эсхине ("О венке", 258). 772 Судя по цитате далее (X 5), в письмах Эпикура это было не обращением, а простым восклицанием. 773 Или: "хоть они и разглашали его тайны". 774 Испорченное место, пер. по толкованию Биньоне. 775 Имеется в виду, конечно, философская догматика всех прочих школ. 776 Может быть, речь шла о продовольствии для всей эпикурейской общины. 777 Ученик Навсифана, Эпикур особенно старался подчеркнуть свою независимость от него (см. ниже, Х 13). 778 Т. е. прежде всего академиков и эретриков. 779 Имеется в виду борьба за Грецию между Деметрием Полиоркетом и Кассандром с его потомками. 780 АПл. IV 43 (пер. Ю. Шульца). 781 В соответствии с правилом "Письма к Геродоту", ниже, Х 38. 782 "Радуйся" (chaire) — обычное греческое приветствие; но Эпикур, по-видимому, считал радость слишком сильным чувством для желанной "бестревожности". 783 Февраль 341 г. до н. э. 784 ПА VII 106. 785 Ходячий пример ложных показаний чувств квадратная башня издали кажется круглой. Ср. выше, IX 107, и Лукреций. О природе вещей IV 353 сл. и 501 сл. 786 О предметах — когда слова, согласно Эпикуру, тут же возводятся к чувственным образам, о чистых словах — у диалектиков академического или аристотелевского толка. 787 Более пространные сочинения — прежде всего 37 книг "О природе"; обзор всего предмета — так называемый "Большой обзор", предназначенный для начинающих (есть предположение, что именно он лег в основу поэмы Лукреция "О природе вещей"). По аналогии с ним настоящий обзор для уже подготовленных учеников называется иногда

Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать бесплатно, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать онлайн