Worksites
Занимательная философия: Учебное пособие. Лев Евдокимович Балашов
84. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера). 85. Что есть истина? — Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии. 86. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений: А. Всё познается в сравнении. Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»). 87. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст). Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер). 88. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие — атавизмом, доставшимся нам от животных. А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ. 89. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля: Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. — Дайте развернутый ответ, приведите примеры. 90. В чем сущность дилеммы «сциентизм — антисциентизм», возможно ли ее решение? * Дайте развернутый ответ. 91. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!». Примерно о том же говорил И. П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов». — Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ. 92. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте А.: “...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)] Б.: “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души. Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М. Волошин. Заметки 1917 года) 93. Древние философы выдвинули девиз “Подвергай всё сомнению”. Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз? Разное 94. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба? 95. Что такое, по Вашему, притча? Два примера: А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37). Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду. 96. Прокомментируйте “Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг) 97. Прокомментируйте следующее утверждение: “Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”. 98. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему? А. “Не в силе правда, а в правде сила”. Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”). 99. В чем изъян следующего утверждения: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь). 100. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения: "Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги). 101. Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." — Оцените и прокомментируйте. 102. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24) Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский). — Дайте развернутый ответ. 103. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте: В суде разводится пожилая пара. Судья спрашивает у мужа о причинах развода. Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка. В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”. 104. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев) Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба. (А. М. Горький) 105. Правильно ли утверждение: «Мы не замечаем прекрасного до тех пор, пока не лишаемся его» (из кинофильма). — Дайте развернутый ответ. 106. Что означает выражение “золотая середина”? Приведите примеры, поясняющие это выражение. Пояснения и методические рекомендации 1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий. 2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить). 3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии. 4. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса. Задачи и упражнения для удобства преподавания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса («что такое философия?», «история философии», «философское понимание мира», «философия человека», «философия деятельности»[50]). Кроме того, в отдельный раздел «Разное» помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса не означает автоматически, что они предлагаются студентам в том же порядке, по разделам. Допустимы самые разные варианты. На экзамене по философии рекомендуется давать задачи и упражнения без указания их принадлежности к тем или иным разделам учебного курса. 5. Критерии оценки ответа: 1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются); 2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров); 3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой). 5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии. Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания. 6. На зачете или экзамене студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач/упражнений. В остальных случаях — по усмотрению преподавателя. Об АВТОРЕ Балашов Лев Евдокимович — профессор кафедры философии Московского государственного университета инженерной экологии, преподает также в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, окончил философский факультет МГУ в 1969 г., кандидат философских наук, в 1990-1993 гг. был депутатом Моссовета. Л. Е. Балашов — автор свыше двадцати книг по философии, в том числе учебника «Философия» (М.: «Дашков и К?», 2004 г.), учебного пособия «Этика», книг «Практическая философия», «Мир глазами философа», “Жизнь, смерть, бессмертие”, «Ошибки и перекосы категориального мышления. В этих и других книгах автора излагаются основы его философской концепции. Примечания 1 Анекдоты взяты из: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. 2 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн.1, «Зенон». 3 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1, М., 1989. С. 148. — Диодор Сицилийский, Х, 10, 1. 4 Комментарий взят с некоторыми изменениями из: Селиванова В.И. Введение в курс философии. М., 2000. С. 48. 5 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 104. 6 Корчак Я. Как любить детей, М., 1990. С. 241, 212. 7 Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости" 8 Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 141-142. 9 Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая примат целого над частями. 10 Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 100, 101. 11 Материал взят из Интернета: http://psi.lib.ru//filosof/bosel.htm 12 Материал взят из Интернета: http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=86 13 Абчук В.А. Теория риска в морской практике. Л., 1983. С. 7-9. 14 См.: А. Гулыга. Кант. М., 1977. С. 128. 15 Цит. по: там же. 16 «Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим.» — Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911. 17 Рисунок в тексте заимствован из книги: Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и сту­дентов). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. 18 Прокруст («вытягиватель») — прозвище разбойника Дамаста. Он подстерегал путников на дороге между Мегарами и Афинами, захватывал и укладывал на специально приготовленное ложе. Если лежавший был короче, Прокруст растягивал его, если длиннее — обрубал ему ноги. В переносном смысле «прокрустово

Занимательная философия: Учебное пособие. Лев Евдокимович Балашов Философия читать, Занимательная философия: Учебное пособие. Лев Евдокимович Балашов Философия читать бесплатно, Занимательная философия: Учебное пособие. Лев Евдокимович Балашов Философия читать онлайн