Worksites
Введение в философскую феноменологию. Владимир Николаевич Катасонов
«прощупать», так сказать, метафизические наклонности личности. Так, неверующий человек, совершающий самопожертвование, самим этим актом, парадоксальным образом, утверждает существование реальности, которую он может на словах отрицать... И здесь возникает принципиальный вопрос о соотношении конкретной философии и христианства (христианской догматики). Конечно, человек, вступающий на путь конкретной философии, подчеркивает Марсель, совсем не обязательно придет к христианству. Хотя, наоборот, христианин философ почти неизбежно придет к положениям конкретной философии (если, конечно, не попадет в колею схоластического идеализма). Тем не менее, считает французский философ, конкретная философия в некоем особом смысле достаточно близка христианству: «...По моему мнению, конкретная философия по крайней мере не может не быть намагниченной, хотя бы и без ее ведома, положениями христианства. Полагаю, это не будет скандалом. Для христианина очевидно существенное соответствие между христианством и человеческой природой. И поэтому чем глубже проникают в природу человека, тем роль христианской ориентации возрастает. Я же только напомню о том, о чем уже сказал в начале: философ, упорно настаивающий на том, чтобы мыслить исключительно в качестве философа, тем самым помещает себя вне опыта, за пределы сферы человека, однако философия есть возвышение опыта, а не его кастрация»[84]. В этих словах Марселя как будто слышатся отзвуки восклицания древнего апологета: «О свидетельство души, по природе христианки!»[85] Литература для дальнейшего чтения Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. СПб.,2004. Гуссерль Э. Идея феноменологии. СПб., 2008. Гуссерль Э. Картезианские размышления. М.; СПб., 1998. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. М., 2007. Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995. Марсель Г. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. Марсель Г. Пьесы. М., 2002. Антология реалистической феноменологии. М., 2006. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М., 2002. Визгин В. П. Философия Габриэля Марселя. СПб., 2008. Gloy К. Grundlagen der Gegenwartsphilosophie. Wilhelm Fink Verlag. 2006. Moran D. Introduction to Phenomenology. London, 2000. Примечания 1 Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. СПб., 2004. С. 23. 2 Гуссерль Э. Кризис европейских наук.... С. 24. 3 Там же. 4 Также имплицитно содержащей в себе бесконечную процедуру. 5 Гуссерль Э. Кризис европейских наук.... С. 72 и далее. 6 Гуссерль Э. Кризис европейских наук.... С. 79. 7 Гуссерль Э. Кризис европейских наук.... С. 100—101. 8 Цит. соч. С. 116. 9 Термин эпохэ?, от греч. ????? — воздержание от суждения, восходит к античному скептицизму. 10 Гуссерль Э. Кризис европейских наук.... С. 114—115. 11 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 118. 12 Там же. С. 175. 13 См. с. 11. 14 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 176. 15 См. мои работы: Катасонов В. Н. Боровшийся с бесконечным. Философско-религиозные аспекты генезиса теории множеств Г. Кантора. М., 1999; Катасонов В. Н. Концепция актуальной бесконечности как «научная икона» Божества // Христианство, культура, наука. М., 2009. 16 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 187. Гуссерль сам не был религиозным человеком, так что подобное наименование имело для него скорее метафорический характер. 17 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 190. 18 См. на тему о здравом смысле глубокие рассуждения П. Дюгема (Дюгем П. Физическая теория. Ее цель и строение. Пер. с франц. Г. А. Котляра. СПб., 1910. С. 259 и далее), а также статью X. Ортега-и-Гассет «Идеи и верования» (Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991). 19 Мы увидим в дальнейшем как Гуссерль переосмысляет Декартовскую интерпретацию Ego. 20 Мы не рассматриваем в этом пропедевтическом сочинении более ранние варианты Гуссерлевской философской номенклатуры, в частности, понятия ноэсис (для cogito) и ноэма (для cogitata). Как было уже сказано, мы ориентируемся в нашем изложении, в основном, на работу «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». 21 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 196. 22 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 198. Гуссерль берет слово «бытия» в кавычки все по той же причине: никакой предвзятой онтологии! все должно получаться как анализ сознания! 23 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 205. 24 Говоря о сущности движения, постигаемой в феноменологическом рассмотрении, ученик Гуссерля А. Райнах подчеркивал, что в противовес физическому пониманию движения как всегда относительного, в философском плане движение всегда абсолютно и «...в нем самом вообще отсутствует какая бы то ни было противоположность абсолютного и относительного» (Райнах А. О сущности движения // Антология реалистической феноменологии. Bibliotheca Ignatiana. М., 2006. С. 614). 25 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 223. 26 Цит. соч. С. 225. 27 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 233. 28 Кантовскую философию при этом очень трудно назвать предшественником Гуссерлевского трансцендентализма: слишком уж различны понимания феномена у этих двух философов. 29 Цит. соч. С. 237. 30 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 249. 31 Гуссерль Э. Кризис европейских наук... С. 251. 32 Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. Пер. с англ. М., 2002. 33 Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 266. 34 Формализм в этике... С. 267. 35 Цит. соч. С. 269. 36 Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 211. 37 Формализм в этике... С. 270. 38 Формализм в этике... С. 272. 39 Формализм в этике... С. 279. 40 Цит. соч. С. 281. 41 Формализм в этике... С. 282. 42 См., например, 423 фрагмент из «Мыслей»: «Сердце имеет свои резоны, которых разум совсем не знает; это известно по тысячам случаев» (Pascal В. (Euvres competes. Edition du Seuil, 1963. P. 552). 43 А. С. Хомяков также критиковал немецкую классическую философию за недооценку понятия воли в познании. См. его статью «По поводу отрывков, найденных в бумагах И. В. Киреевского» (Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 3-е изд. Т. 1. М., 1900). 44 Цит. соч. С. 283. 45 Цит. соч. С. 283. 46 Формализм в этике... С. 300. 47 Формализм в этике... С. 312-313. 48 Формализм в этике... С. 315. 49 Ordo amoris // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 342 50 Ordo amoris... С. 344. 51 Цит. соч. С. 346. 52 Цит. соч. С. 348. 53 Ordo amoris... С. 351. 54 Цит. соч. С. 352. 55 Цит. соч. С. 352. Ens cogitans, ens volens, ens amans — соответственно: существо мыслящее, существо волящее, существо любящее (лат.). 56 Ordo amoris... С. 356. Латинская фраза из «Исповеди» Августина: «...не находит покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блж. Августин Аврелий. Исповедь. Книга первая, I). 57 Цит. соч. С. 538. Французская фраза из «Мыслей» Паскаля: «У сердца есть свои резоны». См. сноску на с. 37. 58 Ordo amoris... С. 360. 59 Визгин В. П. Философия надежды Габриэля Марселя // Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. С. 203. 60 Цит. по книге: Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М., 2002. С. 449. 61 Размышление об идее доказательства Бога // Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. С. 137. 62 Там же. 63 Размышление об идее доказательства Бога. С. 137 // Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. 64 Там же. С. 138. 65 Размышление об идее... С. 141. 66 См.: Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. 67 Ср. евангельское «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). 68 Размышление об идее... С. 142. 69 Набросок конкретной философии // Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. С. 47. 70 Там же. 71 Набросок конкретной философии... С. 48. 72 Ср. у Ясперса: «Философия движется по пути, который есть она сама. Сама философия не есть остановка. Остановка только в Едином, Трансценденции, Боге. Но что эта остановка существует и что она есть, открывается философствующим неким неповторимым и необъяснимым образом» (Jaspers К. Von der Wahrheit. Muenchen; Zuerich, 1983. S. 966). 73 Набросок конкретной философии... С. 52. 74 Там же. 75 Набросок конкретной философии... С. 52. 76 Цит. соч. С. 55. 77 Цит. соч. С. 56. 78 Ср. Хайдеггеровское понятие постав (Gestell) в работе: Хайдеггер М. Вопрос О технике// Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 55. 79 Набросок конкретной философии... С. 57. 80 Набросок конкретной философии... С. 58. 81 Цит. соч. С. 59. 82 Набросок конкретной философии... С. 60. 83 Цит. соч. С. 63. 84 Набросок конкретной философии... С. 64—65. 85 Тертуллиан. Апологетик. Гл. XVII. Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! http://buckshee.petimer.ru/ Форум Бакши buckshee. Спорт, авто, финансы, недвижимость. Здоровый образ жизни. http://petimer.ru/ Интернет магазин, сайт Интернет магазин одежды Интернет магазин обуви Интернет магазин http://worksites.ru/ Разработка интернет магазинов. Создание корпоративных сайтов. Интеграция, Хостинг. http://dostoevskiyfyodor.ru/ Приятного чтения!

Введение в философскую феноменологию. Владимир Николаевич Катасонов Философия читать, Введение в философскую феноменологию. Владимир Николаевич Катасонов Философия читать бесплатно, Введение в философскую феноменологию. Владимир Николаевич Катасонов Философия читать онлайн