Worksites
Сокровенная религиозная философия Индии
не должны противоречить действиям Вселенной, иными словами: Закон нашего бытия должен согласовываться с Мировым Законом. Простое сравнение, на которое я уже указывал, поможет вам понять сказанное. Достаточно представить себе мировую эволюцию с точки зрения музыкальной, что, как мы видели, вполне правильно. При этом каждую индивидуальность можно рассматривать в буквальном смысле как отдельный инструмент в Великом Мировом Оркестре. Все наши движения производят реальный звук, который только ускользает От наших физических чувств, и этот индивидуальный звук должен гармонировать с Мировым Звуком, иначе, становясь источником диссонанса, он должен — как таковой — подлежать уничтожению. Если мы ясно усвоим эту идею гармонической иерархии Вселенной, какую бы точку зрения мы ни приняли, неизбежно придем к логическому выводу, что мы должны работать в гармонии со всем. Философ стремится познать свое определенное положение в недрах Мировой Деятельности посредством индивидуальной Кармы (деятельности). "Мое место здесь, — говорит он, — раз я нахожусь здесь. Посмотрим, что я должен делать в данном мне положении, чтобы сохранить мировую гармонию в той точке, которую я занимаю. Пусть этот Микрокосм, эта малая совокупность деятельностей, называемая моим "Я", остается в созвучии с Макрокосмом, великой совокупностью деятельностей, в которую это "Я" входит как составная часть. Пусть не остается оно праздным, когда вся Вселенная звучит, пусть действует гармонично, в созвучии со средой, которую занимает". И тогда он будет работать, не думая о своем "Я", и будет так делать, исходя из чисто отвлеченного понимания. Вот Путь, на котором Мудрый осуществляет внутри себя полное самоотречение: желания отдельного бытия не существует для него, он признает только Закон Всеобщей Гармонии, тождественной — как мы увидим — с "Волею Отца". Но — не нужно скрывать от себя, в какой степени трудна эта задача, если подходить к ней с этой отвлеченной точки зрения. Абстракция не имеет силы над обыкновенной волей, следовательно, и не может служить для нее достаточным стимулом. Люди с "общими идеями" довольствуются чаще всего одними словами; они бездеятельны. Мудрецы, у которых дела совпадают с идеями, — редкое явление. Большинству людей необходим конкретный Идеал; и таким Идеалом владеют все те, кто вступает на путь религиозного чувства. В западном мире путь этот ясно намечен Учением Христа. Христианство представляет собою, по существу, путь конкретного религиозного чувства. Мы видели, как одно и то же можно рассматривать с двух различных точек зрения: субъективной и объективной, как Сущность и как Закон. Всю Вселенную можно понимать — с отвлеченной точки зрения — как Закон (Карму); с точки зрения конкретной — как Мировую Сущность, Вершителя Ею же проявленного Закона. Заметьте, что суть при этом не меняется: меняются только точки зрения. Если вы это ясно поймете, то убедитесь, что во всех религиях, как бы они ни различались на вид, нет разницы по существу. Отвлеченную форму мы находим в Буддизме; конкретная форма дается Христианством: Единый Закон — с одной стороны, Создатель и Его Всемогущая Воля — с другой. Брахманизм, правильно понятый, соединяет ту и другую формы; он указывает, что обе религии дают Истину. Вот как поучает Кришна в Бхагаватгите (XII, 2-7): "Те, душа коих устремилась на Меня, которые, всегда благозвучные, поклоняются Мне, одаренные полнотою веры, эти — по Мысли Моей — наиболее совершенны в единении (Йоги). Те, которые поклоняются Нерушимому, Неизреченному, Незыблемому, Вечному, отрекаясь от чувств своих и побеждая их, дух коих неизменно в равновесии, радующиеся благу всех, эти также приходят ко мне. Но более велика трудность тех, мысль которых устремлена на Непроявленного; ибо трудно для воплощенного следовать по стезе Непроявленного. Но, воистину тех, которые отказываются от всего во имя Мое и, сосредоточенные на Мне, поклоняются, созерцая Меня, всем сердцем стремясь к единению (Йоге), Тех, о Арджуна, Я не замедлю спасти из океана смерти и существования, ибо душа их устремлена на Меня". Учитель говорит ясно: Единая цель и два Пути к достижению ее — Путь отвлеченной мысли, трудный и крутой, для меньшинства; Путь любви к Богу, открытый для каждого человека с сердцем. При этом Закон мыслится как Господь, как Божественная Сущность: вверху — Отец, Карма — Его Неисповедимая Воля, далее Сын, Мать, Св. Дух, высокие Духи, окружающие престол Всевышнего, Архангелы, Ангелы... С точки зрения абстракции, все эти Сущности, не изменяясь ни в чем, являются различными видами Мировой Деятельности. Путь религиозного чувства имеет большие преимущества, потому что, вместо отвлеченного Закона, дает сердцу человеческому представления осязаемые, живые, предлагая более твердую и верную основу для бескорыстной деятельности. Прежде всего, вместо Кармы мы имеем личного Бога, и это — истинно, так как Карма, рассматриваемая субъективно, также сознательна, как вы и я. Затем, мы имеем Сына Божьего воплощенного, высочайшее проявление Единого под видом Человека. Мы все — также проявления Его, так как во всей Вселенной нет ничего, кроме Единого. Только степень проявления изменяется сообразно виду проявленного. И наиболее возвышенный вид, возможный для существования в физической сфере, тот, в котором Единый проявляется наиболее ясно, это — вид Совершенного Человека, Христа, Сына Божьего, или — как сказал бы индус — Махатмы, Учителя. Такова Божественная Сущность, которую религия сердца предлагает нам как посредника между человеком и Богом, посредника не фиктивного, не символического, а Реального, ибо человек, с сознанием, достигшим плана Атмы, уже отождествлен с Божественным. Учитель — Тот, который в сердце всего сущего. Он, однородный с Богом, имеет Один право сказать: "Отец Мой и Я - Мы Едины". "Я Есмь Путь"... Богочеловек, этот высочайший Идеал, приводит нас путем религиозного чувства к той же самоотверженной деятельности, к которой — на отвлечен- ном пути — приходит и Мудрец, посвящающий себя Порядку, общему Благу, Всемирной Гармонии. "Посвящайте себя Учителю" — говорит нам религиозное чувство. И если мы знаем истинную суть нашего Учителя, будет ли Его имя Будда, Кришна или Иисус, мы знаем, куда Он нас ведет, ибо, — Тождественный с Богом под всеми своими видами, Он может привести нас только к Единому. Через Богочеловека все обретут жизнь. "Во имя Господа нашего, Иисуса Христа" — заканчиваются все ваши церковные молитвы. Немногие останавливаются над смыслом этого постоянного призывания Посредника, выражающего великую и глубокую Истину. Религия повелевает нам посвятить свое сердце осязаемой Сущности, сходной с нами в своем человеческом виде. Такую Сущность, совершеннейший Идеал несовершенного человека, могут понять все, тогда как немногие в состоянии постичь простой Закон, отвлеченный и обнаженный от покровов. Вот почему религия, предлагающая людям подражать такой Сущности, открывает путь многим, которые, иначе, долго еще оставались бы в темноте. И вы видите, что, посвящая себя искренно служению Христу, Будде или иному Учителю, верный ученик уничтожает в себе эгоизм. Он больше не работает для себя, не думает о себе. Он действует всегда из любви к своему Божественному Идеалу. И, действуя таким образом, трудится безошибочно для Самого Бога, для Единого. Ибо совершенный человек — Христос, Будда или Кришна — не имеет иных интересов в жизни, кроме интересов всего мира, не имеет иной воли, кроме боли Отца. Следуя по пути религиозного чувства, мы работаем всегда для Мирового дела, для Бога, только не непосредственно, а из любви к олицетворенному Идеалу. И этот Идеал доступен всем; нетрудно удержать свой внутренний взор устремленным всегда на Божественного Учителя, самого дорогого друга для преданного сердца. Не с радостью ли в душе стараемся мы сделать услугу своему лучшему другу? И самая трудная задача не становится ли легкой для нас? И в самом деле, — жизнь любящего ученика превращается в жизнь труда и блаженства: он трудится, не думая об усталости, жертвует собой, никогда не затемняя света своей души мыслью о себе самом. Деятельность помогает его росту, бескорыстие очищает его сердце, так осуществляется двойное условие, казавшееся, на первый взгляд, противоречивым. В этом — Тайна развития человеческого "Я" путем конкретного религиозного чувства. Истинных Мудрецов, следующих путем абстракции, — немного. Пускай же большинство человечества посвятит себя Совершенному Учителю. Христос, Будда или Кришна — это безразлично; ибо все Учителя представляют Одно в той сфере, где разъединение прекращается. Те, кто, считая себя Их учениками, с мечом и огнем истребляют друг друга, ни на йоту не нарушают гармонию Духовных Миров: она — нерушима. Я показал вам две главные точки зрения, исходя из которых возможно практически осуществить бескорыстную деятельность; заменяя личные интересы интересами Общего, она приводит нас постепенно к отождествлению нашего "Я" со всем и к нашему конечному освобождению. Этот Путь очищения на санскрите называется "Карма Йога" (Карма — деятельность и Йога — единение). Карма Йога уничтожает эгоизм, независимо от исходной точки: абстрактной или конкретной, из которой исходит Путь очищения. Результат один и тот же: внутреннее очищение. Это — первая ступень человеческого Пути в направлении совершенства. С этого и должны начинать все, кто хочет личным опытом проверить реальность потусторонних миров. Пока не совершен этот первый шаг, нечего и говорить о дальнейшем. Не сказал ли вам Учитель: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, остальное все приложится вам"? И эта бескорыстная деятельность есть поистине ключ к счастью в земной нашей жизни. Он успокаивает и укрепляет наш дух; ведь мысль о себе — самая страшная из тревог. Пока этот результат не достигнут, религиозное созерцание не может принести плодов; только в спокойном и умиротворенном духе раскрывается Истина, а такое совершенное спокойствие нельзя достигнуть иным путем. Для тех же, кто желает идти дальше, необходимые указания будут даны, когда настанет время. Говорить об этом заранее — бесполезно. Необходимое начало — упорядочение всякой деятельности. Человек должен прежде всего сознавать, что он поставлен в том месте, которое занимает, Руководителями Кармы или Волей Божией, что одно и то же; и что он поставлен здесь потому, что предназначен исполнить долг. Этот Долг может быть самый обыкновенный, неинтересный, тяжелый; тем не менее он его долг и необходимо его выполнить радостно. Исполняя в таком настроении свой долг ради Учителя, Бога или ради страдающего мира, он будет расти, не думая о том, когда пелены, скрывающие Высшую Жизнь, сами собой спадут перед ним. Таков единственно верный Путь. Долг прежде всего, долг без мысли

Сокровенная религиозная философия Индии читать, Сокровенная религиозная философия Индии читать бесплатно, Сокровенная религиозная философия Индии читать онлайн