Worksites
Полисферный дуализм-философия идеального общества
уби той планете. Советский и американский кинофильмы, посвященные этому предпологаемому событию обошли весь мир и подтолкнули две главные ядерные державы к переговорам о ракетно- ядерном разоружении. Чернобыльская катастрофа показала, что даже в отсутствии ракетно ядерной угрозы, но при наличии современного оружия дальнего действия(межконтинента льных ракет и бомбардировочной авиации) возможен тот же трагический исход войны в случае удара по атомным электростанциям развитых стран мира. Это явно толкнуло противоборствующие страны на переговоры по установлению паритета в наступательных видах вооружения, а так же взятие на себя обязате льства не начинать войну первыми. Закономерное крушение"Лагеря социализма" сняло угрозу ракетно- ядерного противостояния по идеологи ческим причинам,но не сняло угрозу локальных войн со взаимным применением средств нападения дальнего дей ствия и со смертельной угрозой для всего человечест ва в случае взрывов атомных станций. Эти соображения были положены в основу органи зации системы взаимной безопасности, воплощение кот орой возможно при полной ее гарантии только в случае объединения человечества. Кроме закономерностей, связанных с освоением технологических циклов и НТР(См.46,ж."Знание-сила", N1,1992г.) в последнее время оказывается внимание, так называемым,"Большим циклам экономической конъ юнктуры" Н.Д.Кондратьева, доклад о которых он сде лал в 1926 году(См.81,ж."Знание-сила",N3,1991г.). 15 Им были отмечены следующие закономерности: -перед началом и в начале повышительной волны каждого большого цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества. Эти изменения выражаются в значительных изменениях техники(чему предшествуют,в свою очередь, значите льные технические открытия и изобретения),и вовлече ние в мировые экономические связи новых стран,в из менении добычи золота и денежного обращения; -периоды понижительной волны каждого больш ого цикла сопровождаются длительной и осбенно резко выявленной депрессией сельского хозяйства; - в период повышительной волны больших циклов средние капиталистические циклы характеризуются кра ткостью депрессий и интенсивностью подъемов; - в период понижительной волны больших циклов наблюдается обратная картина. Ввиду того, что Кондратьев был репрессирован им были отслежены только 2,5 полных цикла с 1780 до 1920 года. Его последователи В.Пантин и В.Лапкин в статье "Краткий миг российской свободы"(См.115,ж., "Знание-сила",N8,1991г.)отследили еще полтора цикла вплоть до 1980 г.-начала повышительной волны пятого цикла, а также совпадение периодов реформ и контрре форм в России(и СССР) с циклами Кондратьева на осно ве данных Кондратьева и его последователей построена таблица N1(См.стр.16), на основе которой вычислена длительность 5-го цикла(15 лет) и его повышительной и понижительной волн(12,5 и 2,5 лет соответственно). Видна явная тенденция снижения длительности циклов и если в 1-ом цикле эпоха антиреформ продолжительнее эпохи реформ, то к последнему циклу время реакции уменьшается быстрее, чем период реформ. Очевидно в дальнейшем период контрреформ может сжаться до ми нимума и в России наступит длительный период соци ального прогресса. Повышительной волне кондратьевских циклов соо тветствуют эпохи кризиса старых государственно-моно полистических структур,либерализации российского об щества,эпохи подготовки и осуществления либеральных реформ,ослаблению гнета государственного"попечитель ства",высвобождения и инициации развития элементов частного интереса и рыночного хозяйства. Понижительной волне соответствуют"революции сверху"-контрреформы,последовательно упраздняющие плоды предшествующей либерализации и на основе ново 16 Таблица 1 Длительность циклов Н.Д.Кондратьева ------------------------------------------------- N | Предельные даты |Длительн.периода(годы) | ци-|-------------------|------------------------| ------------------------------------------------- кла| Начала | Конца |Максимум|Минимум|Среднее| -------------------------------------------------| Длительность большого цикла | 1 |кон1780-х|1844-1855| 75 | 64 | 69,5 | 2 |1844-1855|1891-1896| 52 | 36 | 45 | 3 |1891-1896| 1940-е | 49 | 44 | 46,5 | 4 | 1940-е | 1980-е | - | - | 40 | 5 |нач1980-х|кон2000-х| - | - | 30(15)| | Длительность повышительной волны | 1 |кон1780-х|1810-1817| 37 | 30 | 33,5 | 2 |1844-1855|нач1870-х| 26 | 15 | 20,5 | 3 |1891-1896|1914-1921| 30 | 20 | 25 | 4 | 1940-е |1969-1972| 32 | 29 | 20,5 | 5 |нач1980-х|кон1990-х| - | - | 12,5 | | Длительность понижительной волны | 1 |1810-1817|1844-1855| 45 | 27 | 36 | 2 |нач1870-х|1891-1896| 26 | 21 | 23,5 | 3 |1914-1921| 1940-е | 26 | 19 | 22,5 | 4 |1969-1972|нач1980-х| 11 | 8 | 9,5 | 5 |кон1990-х|кон2000-х| - | - | 2,5 | -------------------------------------------------- го закрепощения общества в рамках государственно монопольных структур, стремящися осуществить очеред ную форсированную военно-индустриальную модерниза цию. При этом если реформы начинаются всякий раз с заметным опазданием относительно повышительной вол ны, то контрреформы наступают вскоре после начала понижительной и в несколько последовательных этапов покрывают весь период. Процессы преобразования российского государст венного аппарата и хозяйственного механизма весьма чувствительны к воздействию со стороны мирового рын ка и синхронизируются с процессами его эволюции. То есть- Россия безусловно решает свои собственные зад ачи, но с конца 18-го века эти задачи ставит ей сти хия капиталистического мирового рынка. Особая значимость нынешнего цикла модернизации состоит в том,что опыт предшествующих российских цик лов реформ-контрреформ учит: Россия строит свое буду щее в краткий миг предреформенного либерализма свбод Москва 1995г. 17 но,а в долгие годы последующих испытаний - под нед реманым оком центральной власти. Но,как было отмечено выше,периоды контрреформ уменьшаются быстрее периодов реформ.Это дает надежду на то,что силы реакции просто не успеют ликвидиров ать все завоевания"перестройки" - периода реформ. Л.Н.Гумилев в своей книге "От Руси к России: очерки этнической истории",М.,Экопрос,1994г.,стр. 298-299 объясняет судорожные попытки России в после дние 300 лет "догнать" Европу(как это констатирует Е.Гайдар в книге "Государство и эволюция",М.,газета "Вечерняя Москва",ноябрь 1994г.) резким отличием в этническом развитии стран Запада и Евразии в целом, которая,в среднем,на 500 лет моложе Европы(см.41,50). И если Евразия, в том числе и Россия, еще не до конца прошла фазу надлома с ее революционностью, потоками крови в стремлении сбросить излишнию пасс ионарность, то Западная Европа находится на мемориа льной стадии с ее превалирующим числом пассивных лю дей, процессами распада этносферы и органичным стре млением жить в единстве с природой.Возможно,что тен денция к объединению Европы подготавливает ее к но вому этническому взрыву где-то в начале 21 века с образованием нового общеевропейского этноса. С другой стороны в это же время Россия вместе с Евразией должна переходить к инерционной стадии, на которой этнос живет "по инерции" благодаря прио бретенным в процессе этногенеза ценностям.Вновь идет взаимное подчинение людей друг-другу, происходит об разование больших государств, создание и накопление материальных благ с одновременным снижением уровня пассионарности этноса. Все это,в целом,не противоречит общеизвестным предсказаниям астрологов о расцвете России в наступ ающей эпохе под покровительством созвездия Водолея. Кроме того необходимо учесть,что настоящее вре мя характерно наличием яркого проявления кризиса ос новных четырех монистических течений философии:идеа лизма,материализма,экзистенциализма и организациони зма.Все эти учения,фактически,исходя из неосознавае мой четырехсферной сущности человека,отдавали предп очтение одной из этих сторон в поисках первичности одной из них по сравнению с остальными,и, исходя из антропоцентризма,переносили полисферную структу ру человека на все остальное бытие. Суть этих учений и формы их кризиса следующие: 18 1.Материализм - примат материального начала над духовным- большую часть человеческой духовной исто рии отстаивался именно в этом направлении, так как экзистенциализм и организационизм в чистом виде об разовались только в конце 19 века.После образования этих учений примат материального начала отстаивался и над этими сущностями человека и бытия (см.Ленин, "Материлизм и эмпириокритицизм",90),рассматривая их как разновидности идеализма.Наиболее последователь ным материалистическим учением является марксизм, кризис которого наметился еще в середине 20 века,а в наше время проявился в крушении всей системы"реа льного социализма", как первой попытки построения идеального человеческого общества насильственным путем на основе марксистской философии. 2.Идеализм - примат духовного начала над матери альным - основное противопоставление по тем же прич инам,что и в предыдущем случае.Практическое воплоще ние-мировые религии всех видов.Кризис наметился еще в начале нашего времени нарастанием массового атеиз ма и появлением философий нового типа ввиде экзисте нциализма и организационизма.Причем этот процесс за шел так далеко,что в настоящее время идеи экумунизма находят сторонников в самых различных религиозных конфессиях. 3.Экзистенциализм - примат экзистенции над оста льными сущностями человеческой личности и бытия, вы двинутый в конце прошлого века,нашел свое практичес кое воплощение в национал-социалистической (фашистс кой) идеологии и государственности.Выражением кризи са явилось последовательное крушение национал-социа листических диктатур в середине нашего века (Герма ния,Италия,Венгрия,Румыния,Португалия и Гаити). 4.Организационизм - примат организационного нача ла - формы над содержанием - тупик и кризис развития различных прагматических учений Запада. В последнее время,как это ярко показала 11-я Международная конференция"Логика,методология,филосо фия науки",проходившая 11-15 апреля 1995 года в г. Обнинске на Западе и у нас распространился,так назы ваемый,"ПОСТМОДЕРНИЗМ".Учение,выдвинутое монистами зашедших в тупик философий и не видящих выхода из сложившегося положения.Суть его заключается в отри цании необходимости какой бы то ни было философии, как основы идеологии общества.В образовавшуюся нишу с хода ринулись различные восточные секты и учения, 19 а также неофашисты.А решение задачи состоит в том, что философия объединенного мира должна объединить все 4 основных вида философии. Итак! Что же мы имеем в результате рассмотре ния всех этих закономерностей современного мира? 1.2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 1.В результате активно продолжающейся НТР весь развитой мир вступает в 5-й технологический цикл и тянет за собой остальные страны. 2.Происходит интенсивный процесс кибернетизации всех производственных процессов как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. 3.Отсюда происходит достаточно активный процесс замены работников преимущественно физического труда (рабочего класса)на работников преимущественно умст венного труда-НИТЕР-ов. 4.Как следствие этого - насущная необходимость появления новой философии НИТЕР-ов. 5.Наличие глобальной угрозы экологической ката строфы,как следствие интенсивного освоения во всем мире предыдущих технологических циклов наряду с без думным потребительским отношением к природе и невоз можность устранения этой угрозы силами отдельных стран ввиду неделимости биосферы политическими гран ицами. 6.Отсюда насущная необходимость объединения че ловечества, так как только совместными усилиями всех народов мира можно предотвратить вымирание человече ства на отравленной Земле после необратимой экологи ческой катастрофы. 7.И как следствие этого необходимость разработ ки новой философии как основы объединяющей идеологии так как современные философские учения, в основном, разъединяют людей на различные религиозные конфессии, а так же на группы верующих и неверующих(материалист ов),особенно в условиях явного кризиса всех четырех основных философских учений человечества. В России,к которой относятся все эти соображе ния, присоединяются условия перехода от выродившегося государства эксплуатируемых к капиталистическому госу дарству, а так же проблема построения не буржуазного государства, а того идеального общества, к которому стремится и строит на деле весь Западный мир. Весьма характерно,что еще в бывшем СССР в конце 70-х гг. выделилась группа ученых, которые на основе 20 общей потребности человеческого общества к объедине нию рассматривали идею объединения всего человеческ ого общества на основе марксистской философии,факти чески развивая идеи Каутского и его верного последо вателя начала 20-х гг.- Троцкого(см.82,116). После начала перестройки эти люди попытались встать во главе государства,но в связи с развалом СССР и его экономики,а также всего лагеря социализма, идеи объединения человечества в странах бывшего СССР отошли пока на второй план. При этом необходимо отметить,что в последнее время в статьях по поводу разрешения глобальных про блем в средствах массовой информации стран СНГ наме тился определенный отход от догматических идей марк сизма в сторону общечеловеческих ценностей. 1.3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ В конце предыдущей главы я постарался обоснов ать

Полисферный дуализм-философия идеального общества читать, Полисферный дуализм-философия идеального общества читать бесплатно, Полисферный дуализм-философия идеального общества читать онлайн