Worksites
Немецкая классическая философия
«Лекции по философии религии» Гегеля представляют собой компиляцию авторского текста и студенческих конспектов, сведенных воедино независимо от того, к каким годам они относятся. Лучшим считался текст, подготовленный в 1840 г. Бруно Бауэром. С одного из его воспроизведений был сделан русский перевод. При подготовке советского издания была учтена рукопись Бруно Бауэра, хранящаяся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма. Автору этих строк, редактировавшему издание, удалось выполнить лишь частичную сверку опубликованного текста с оригиналом. Работу по сверке успешно завершил сотрудник Архива Гегеля в Бохуме доктор В. Йешке, установивший аутентичность публикации и отметивший лишь самые незначительные разночтения с оригиналом. Ныне В. Йешке предпринял (в рамках серии «Избранные лекционные курсы» Гегеля, выпускаемой издательством «Майнер») новое трехтомное издание «Лекций по философии религии», построенное по совершенно иному принципу: отдельно печатается текст, принадлежащий Гегелю, и отдельно (без каких-либо купюр или иного редакционного вмешательства) — студенческие записи 1824, 1827, 1831 гг. Перед читателем встает картина движения гегелевской мысли, уточнения отдельных положений, аргументации и т. д. Для исследователя это неоценимый материал (Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber Philosophic der Religion. T 1. Hamburg, 1983–1985). 434 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1. С. 380. 435 Там же. С. 400. 436 Там же. Т. 2. С. 207. 437 См. Bloch E. Subjekt — Objekt. Berlin, 1952. S. 33. Фраза произнесена в дамском обществе. Но в каждой шутке есть доля правды. 438 Гегель. Соч. Т. IX. С. 9. 439 Там же. С. 241. 440 Там же. С. 246. 441 Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber die Geschichte der Philosophic, Leipzig, 1982. Bd. 1. S. 376. Ф. Шлегелю ирония представлялась в виде «постоянной смены самосозидания и самоуничтожения» {Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 1. С. 291). 442 Гегель. Соч. Т. XI. С. 512. 443 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. II. С. 339. Справедливо замечает Н. Я. Берковский: «Не надо забывать, что в романтизме есть и томление по реальности, простой, наглядной, по конкретностям, готовым идти людям в руки. Романтизм не огражден от соприкосновений с конкретностями, с бытом, от вторжения их в его собственную среду, так как он сам же хочет того. Романтизм разрушает объект в его обыденных чертах, и романтизм стремится в том же объекте найти для себя опору» {Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Д., 1973. С. 85). 444 Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 3. S. 354. Прямо против философии истории Гегеля направлены некоторые пассажи в работе Гумбольдта «О задаче историка». Он говорит об ошибке, которую «допускает так называемая философская история» {Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 4. S. 46). «Философская история» — термин Гегеля. 445 Цит. по: Briefe von und an Hegel. Bd. 3. S. 406. 446 Ibid. S. 424. 447 Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. С. 750–753. 448 Schelling F. W. J. Die Weltalter. Fragmente. Munchen, 1966. S. 75. 449 Ibid. S. 32. Цитата взята из самого раннего варианта трактата. В более поздних усиливается идеалистическая тенденция. Эту эволюцию взглядов Шеллинга не учитывают иные исследователи. В результате — различие в оценках. Так, Ю. Хабермас пишет о «потаенном материализме философии „Мировых эпох“» (Habermas J. Theorie und Praxis. Frankfurt a. M., 1980, 1980. S. 215). Против такой интерпретации выступает П. Эстеррайх, усматривающий в «Мировых эпохах» развитие мифологизирующих тенденций {Osterreich P. Philosophie, Mythos und Lebenswelt. Frankfurt a. M., 1984). 450 Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Bd. X. S. 140. 451 Ibid. S. 153. 452 Цит. по: Dietzsch St. Schelling. Leipzig, 1978. S. 94. В. Фёрстер отмечает, что «реабилитация чувственности, осуществленная Людвигом Фейербахом, его переход к материалистической интерпретации природы были вызваны в значительной степени ходом рассуждений в натурфилософии Шеллинга» (Natur und geschichtlicher Prozess, Frankfurt a. M., 1984. S. 190). 453 Schelling F. W. J. Grundlegung der positiven Philosophie. Torino, 1973. S. 82. 454 Natur und geschichtlicher Prozess. S. 69. 455 Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Bd. X. S. 290. Трем способностям души соответствуют три вида «гениальности», т. е. творческой способности, художественная, научная, религиозная (моральная). 456 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 442. 457 Бауэр Б. Трубный глас Страшного суда над Гегелем. М., 1933. С. 127. 458 Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч. Т. 21. С. 280–281. 459 Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1982. Т. 4. С. 240. 460 Виндельбанд В. История новой философии. СПб., 1905. Т. 2. С. 301. 461 Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955, Т. I. С. 508–509. 462 Knebel К. L. Literarischer Nachlass und Briefwechsel. Leipzig, 1840. Bd. 3. S. 410. Подробнее о Кнебеле и о других предшественниках Фейербаха см.: Гулыга А. Из истории немецкого материализма. М., 1962. 463 Фейербах Л. История философии: В Зт. М., 1974. Т. 3. С. 273. 464 Briefe von und an Hegel. Bd. HI. S. 247. 465 Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, Т. 1. С. 243. 466 Там же. С. 244. 467 Фейербах Л. История философии. М., 1974. Т. 1. С. 54–55. 468 Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 1. Berlin, 1961. S. 338. Это издание, начатое АН ГДР, после его завершения будет наиболее полным. Предполагалось выпустить 20 томов. 469 Ibid. Bd. 9. S. 6. 470 Фейербах Л. История философии. Т. 1. С. 222. В разделе о Бёме Фейербах посвятил специальный параграф его антропологии, который заканчивается афоризмом Парацельса «Одна природа — наша наставница» (там же. С. 223). 471 Там же. С. 435. 472 Там же. С. 500. 473 Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 10. 474 Фейербах Л. История философии. Т. 3. С. 349. 475 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 53. 476 Там же. С. 82–84. 477 Там же. С. 70. 478 Там же. С. 208–209. Цитата заимствована из чернового наброска неотосланного ответа на письмо К. Маркса (2 октября 1843 г.), который просил Фейербаха выступить с критикой Шеллинга. 479 Там же. С. 79. 480 Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 316. 481 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 267. 482 ФейербахЛ. Избранные философские произведения. Т. II. С. 32. 483 Там же. С. 546. 484 Там же. С. 146. 485 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 224. 486 Фейербах Л. Там же. Т. II. С. 420. 487 Там же. С. 420. В русском тексте Wesen ошибочно переведено как «существо», a Gemeinschaft — как «общественность». 488 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 194–195. Перевод выправлен по: Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 329. 489 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1. В тексте цитируемого издания вместо «в грязно-иудейской» стоит «в грязно-торгашеской». Не говоря о недопустимости сведения иудейства к торгашеству, в таком переводе исчезает желание Канта акцентировать внимание на Ветхом Завете. 490 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 145. 491 Там же. С. 421. 492 «Быть без религии — значит думать только о себе; иметь религию значит думать о других» (Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 414). 493 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 161. 494 Там же. С. 167. 495 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 117. В оригинале употреблен глагол entaussern (Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 246), буквально означающий «экстериоризировать», «овнешнять». 496 Там же. С. 302–304. 497 Там же. С. 308–309. 498 Там же. С. 105. «В чем заключается добродетель, достоинство человека как мужчины? — В мужественности. Человека как женщины — В женственности» (там же. С. 124). 499 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 591. 500 Там же. С. 641. 501 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 144. 502 Hettner H. Schriften zur Literatur. Berlin, 1959. S. 5. 503 Вагнер P. Избр. работы. М., 1978. С. 142. 504 Шопенгауэр А. О воле в природе // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. М., 1993. С. 13. 505 Hubscher A. Schopenhauer: Biographie eines Weltbildes. - Stuttgart, 1967. S. 2. 506 Шопенгауэр считал счастье по природе своей негативным, это «не изначальное, само явившееся нам счастье, а всегда удовлетворение желания» {Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. М., 1993. С. 419–420). 507 См., например: Funke G. Ethik als Grundwissenschaft: Handeln aus Klugheit, Neigung, Pflicht, Mitleid//Schopenhauer-Jahrbuch. - Frankfurt a. M., 1989. Bd. 70. S. 19–42. 508 Шопенгауэр А. О четверояком корне… С. 143. 509 См.: Мееровский Б. В., Нарский И. С. Философия мировой воли и скорби // Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. С. 645–646; Autrum H. Der Wille in der Natur und die Biologie heute // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1969. Bd. 50. S. 89-101; Morgenstern M. Schopenhauers Philosophie der Naturwissenschaften. Bonn, 1985. 510 Нефедов Е. И. Взаимодействие физических полей с живым веществом. Тула, 1995; см. также: Sediak W. Homo electronicus. W-wa, 1980 (Реферат на эту книгу опубликован в журнале «Культурология: XX век: Дайджест». М., 1996. № 1. С. 12). 511 Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. I. M., 1993. С. 141. 512 Там же. С. 149. 513 Об этом см.: Primer H. Das Problem des Materialismus in der Philosophie Arthur Schopenhauer Frankfurt a. M., 1984; см. также, например, мнение английского историка науки Б. Мейджи: «До Дарвина он выдвинул эволюционный взгляд на дух, усмотрев в сущностном плане, что это механизм выживания, который был необходим как некоторая ступень в эволюции живых организмов» (См.: Magee В. The philosophy of Schopenhauer. Oxford, 1983, p. 156). 514 Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. С. 228. Ср. также: «На каждой ступени, освященной познанием, воля является себе как индивид» (там же. С. 412). 515 Там же. С. 258. 516 Там же. С. 288. 517 Там же. С. 298–299. 518 Там же. С. 377. 519 Там же. С. 346. 520 Becker A. Arthur Schopenhauer und Sigmund Freud: Historische und charakterologische Grundlagen ihrer gemeinsamen Denksrukturen // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1971. Bd. 52. S. 114–156. 521 Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. С. 317. 522 Там же. С. 311. 523 Асмус В. Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике // Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 11. 524 См. настоящее издание: гл. 2, 3. 525 В 1989 г. в Вене был издан сборник материалов конференции, посвященной попыткам интегрировать наследие Шопенгауэра в философию и эстетику постмодернизма (см.: Schopenhauer in der Postmoderne. - Wien, 1989). См. также работу Брюггера, посвященную данной проблеме: Brugger P. Die doppesinnige Aufhebung der negativen Wertungen in Schopenhauers Aesthetik//Schopenhauer-Jahrbuch. - Frankfurt a. M., 1988. Bd. 69. S. 199–211. 526 Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. С. 432. 527 Там же. С. 421. 528 Благодать и вера причастны к конституирующей составляющей учения Шопенгауэра: «…мы помним, писал он, что эстетическое наслаждение прекрасным состоит в том, что, вступая в состояние чистого созерцания, мы на мгновение отрешаемся от всякого воления и… превращаемся в освобожденный от воли вечный субъект познания, коррелят идеи; мы знаем, что эти мгновения, когда мы, освободившись от жесткого напора воли, как бы возносимся над тяжелой атмосферой Земли, — самые блаженные из всех нам известных. Из этого можно сделать вывод, как блаженна должна быть жизнь индивида, если она укрощена не на мгновения, как при наслаждении прекрасным, а навсегда…

Немецкая классическая философия читать, Немецкая классическая философия читать бесплатно, Немецкая классическая философия читать онлайн