Worksites
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов
как люди, вещи, знаки, институты или учреждения, которые в “дикой” природе не встречаются и не могут возникнуть спонтанно, сами собой. Все они созданы в процессе деятельности людей, сотворены ими. Однако это сотворение не есть чудо, в котором явно нарушаются законы природы. Продукты человеческой деятельности своим существованием не противоречат законам природы, не нарушают их, но и не вытекают из действия этих законов. Явления социальной действительности имеют искусственный способ существования. Это значит, что сама природа такие объекты создать не может: булки хлеба не растут на деревьях, овцы не стригут себя и не вяжут кофты и свитера, глина не выкапывается сама собой из земли, не формуется в кирпичи, не обжигается в печах и не складывается в стены домов, и так далее. Скажем, река Обь – это естественный фрагмент реальности, а вот мост через неё – искусственное сооружение, не объект натуры, а предмет культуры. Наконец человек занимает особое место в составе действительного мира. Его нельзя отнести к природе, хотя в нём есть природное начало: как всякое живое существо он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится в полном соответствии с законами биологии. Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и исключительно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, воображение и фантазия, предвидение следствий своих действий, то есть всё то, что делает его представителем вида homo sapiens – “человек разумный”.9 В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность к творчеству, к созданию нового, оригинального, то есть такого, чего не было до него, не может возникнуть без него и что не может без постоянной опеки человека существовать. Иначе говоря человек есть созидатель и демиург, управитель части, а потенциально и всей реальности и в том толковании, что он есть образ и подобие Божие на Земле, и в том, что образ Бога есть идеальное выражение человеческой сущности или предел, асимптота человеческого существования как горизонт, к которому человек стремится в своём нынешнем и особенно будущем бытии. Выдающийся философ ХХ века, создатель философской антропологии (anthropos – человек, logos – учение) Макс Шелер определил человека как “эксцентрическое существо” в том смысле, что человека нельзя однозначно отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному. Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинированный. Человек универсален и в определённом смысле он есть пересечение, фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем самым всю глубину бытия, вот только может статься, что глубина эта бездонна. Формы мировоззрения. В истории духовной культуры общества имели место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия. Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в незапамятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную, нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практическую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествования об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхождении ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рассказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращениях, удивительных существах. В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян, русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах - кикиморы; в омутах - водяные. Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было царство Аида или Плутона. Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выражалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литературный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было10 также антропоморфным, то есть очеловеченным представлением действительности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались так же, как к своим соплеменникам с мольбами или угрозами, их пытались задобрить подношениями или же наказывали розгами их изображения за невыполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроизведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жёны, дети, многочисленная родня в различных коленах. Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предметов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам; фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явлений; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, шаманство, знахарство и тому подобное. Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в период разложения родового общества и становления цивилизаций, когда появляются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего, трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенство, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренческой форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в сверхъестественное. Наука, как и религия, формируется как мировоззрение на основе содержания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические элементы мифов и придаёт им сакральный, священный характер, то наука вбирает в своё содержание реалистические элементы мифов, представляющие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, то есть в знаковых моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной среды. Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звёзд на небе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов растений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем самым приносящих пользу – вот тот материал, из которого начинает строиться научная картина мира. Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося цивилизованного общества. Причём философия занимает особенное место в мировоззренческих построениях: её нельзя вывести непосредственно из ми-11 фов или представить как обобщённый и выраженный в абстрактной форме опыт практической деятельности людей. Так же как к науке, особняком стоит она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, то есть разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и тем более на нелепые суеверия. Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет рефлексивный характер, от латинского reflectia – отражение, то есть это такое знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Когда человек размышляет обо всём сущем не отстранённо, а с позиций своего субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек прежде всего обращает внимание на свои собственные действия с точки зрения именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как таковой, а как мой мир, он вступает на поле философии. Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого общества в ходе эволюции его духовной культуры пропасть между религией и наукой расширяется и углубляется. Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой, она должна осваивать ничейную землю между ними, выстраивать свои теоретические конструкции между областями пылкого воображения и сухого факта, которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, неполную и недостаточную картину действительности. Философия, таким образом, является центром, системообразующим ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и полноту. Типы философских построений. Классификация философских теорий. Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она возникла в конце УП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслителей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философского знания. Как разобраться в многообразии философских построений, различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противоположных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий? Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Георг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой немецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулировал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности12 новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе говоря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и причину, основание и сущность. В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос философии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской мысли. Те, кто считал, что первична материя, природное начало, составили лагерь материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистический материализм античности; метафизический материализм средневековья, механистический материализм Нового времени и диалектический материализм Х1Х – ХХ веков. По имени крупнейшего материалиста Древней Греции материализм называют линией Демокрита в философии. Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его формах, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагавший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеализм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм связывают с именем его первого представителя – английского философа ХУП века Джорджа Беркли. Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть сведены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они занимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеализм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризованы как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким представителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт. Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтфридом Лейбницем. Ещё одна проблема, а именно: “познаваем ли

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн