Worksites
Философия как живой опыт
очевидно и влияние русской традиции («Три разговора» Вл. Соловьева, возможно — «Русские ночи» В.Одоевского, «На пиру богов» С.Булгакова). Из жизни идей Под общей рубрикой «Из жизни идей» Н.Бахтин публиковал на страницах «Звена» статьи, толчком к написанию которых становилась, как правило, та или иная книга. Первой статье из этой серии — «Победы фрейдизма» — была предпослана редакционная заметка: «Под общей рубрикой «Из жизни идей» редакция предполагает помещать краткие заметки из области современных культурно-философских исканий. При этом редакция, не руководясь никаким заранее определенным планом, уверена, что все наиболее показательные явления в указанной области найдут свое отражение во вновь вводимом отделе» («Звено» № 124 от 15 июня 1925 г.). Степень самостоятельности статей колеблется от простого пересказа (см., например, «Пять идей»), — что, впрочем, было редкостью, — до совершенно оригинальных работ, где только тема определена вышедшей в свет книгой (см., например, «Константин Леонтьев»). В целом, собранные вместе, эти статьи дают представление не только о пристрастиях Н.Бахтина, но и о его «творческой лаборатории». Многие из этих статей послужили толчком для других работ Н.Бахтина. «Современность и наследие эллинства» (изложение цикла лекций Н.Бахтина). Все четыре лекции этого цикла: «История и миф», «От Гомера к трагедии», «Торжество и разложение трагической концепции мира» и «О возможности и условиях нового Возрождения», — были прочитаны Бахтиным в феврале — начале марта 1927 года в помещении Русского Торгово-Промышленного Союза, 5, place du Palais-Bourbon. Отчет о лекциях был опубликован в 216 и 217 номерах «Звена» (от 20 и 27 марта 1927 г.) за подписью «Н.Р.» Точность изложения, особенности стиля и сам факт публикации отчета на страницах «Звена» свидетельствуют, что автор отчета пользовался материалами лектора. Сразу по окончании лекций Бахтина им посвятил одну из своих «Литературных бесед» Г.Адамович («Звено» № 215 от 13 марта 1927 г.), где написал о впечатлении слушателей: «Его лекции о Греции и ее духовном наследстве увлекли, скажу даже, очаровали присутствовавших. Увлекала убежденность, стройность, сила мысли, глубокий пафос ее, и очаровывали те «высоты», к которым она была направлена. Историческая тема оказалась современнейшей. Бахтин говорил об эллинстве, но по существу он страстно проповедывал о единственно «интересном» — о жизни и судьбе человека. И столько вложил он в свою проповедь огня, столько непримиримости, что, право, «в наш равнодушный век» эти мало обычные лекции почти ошеломляли. Странный и сложный облик Бахтина достоин самого пристального внимания. Pro domo mea: лично я не нахожу в себе силы согласиться ни с одной его мыслью, ни с одной частицею этих мыслей, меня все от них отталкивает, все в них коробит. Но мне хотелось бы самого широкого распространения этих мыслей, потому что в них есть подлинная энергия, — а это и большая редкость, и большое благо». Высказав свои возражения и заметив, что «критика современности оказалась у Бахтина неизмеримо бледнее и слабее анализа эллинства», Адамович коснулся и вопроса о том, насколько сам Бахтин соответствует своим идеям: «Я не полемизирую с Бахтиным и не возражаю ему. Спорить или доказывать нечего. Все дело тут в ощущении. Мне, кстати, показалось, что ощущение Бахтина — остро-враждебное его эллинству, т. е. по природе платоновское, галилейское, со стремлением к «безграничности». Но ум восстает против чувства и наперекор самому себе Бахтин еще утверждает то, чего уже не любит. И еще мне думалось, что, если кто-нибудь отказывается от «вечности», брезгует ею, надменно возвращает свой билет, уверенный, что никакого спектакля и не предстоит и «все это лишь надувательство» — то ему пожалуй не сдобровать еще и здесь, как это случилось и с Ницше. Отрава, в нем от рождения заложенная, не находя выхода, может погубить его». Лекциям Бахтина было посвящено и специальное заседание «Зеленой лампы» от 12 марта 1927 года. На самое значительное возражение — о трагедии и христианстве — Н.Бахтин ответил статьей «Паскаль и трагедия» (см. выше). Георгий Адамович. Памяти необыкновенного человека. Опубликовано в газете «Новое Русское слово, № 14030, от 24 сент. 1950 г. Сергей Федякин. Примечания 1 Вот зрелище! Но горе мне: лишь зрелище! (пер. с нем. Б. Пастернака) 2 Белые рабы (нем.) 3 «Немецкая честь» и «немецкая верность» (нем.) 4 Здесь: Нашивки даром не даются, их выслуживают (фр.) 5 Здесь: долгая, требующая серьезного напряжения (фр.) 6 Дорога следует за ним и рождается под его ногами (фр.) 7 Короткого дыхания (фр.) 8 Музыки прежде всего (фр.; первая строка стихотворения Поля Верлена «Поэтическое искусство»). 9 Из стихотворения «Silentium». 10 Тоска, туманное влечение (нем.) 11 Эта жизнь — твоя вечная жизнь (нем.) 12 Здесь: поэт пророк, поэт-ремесленник. 13 Целесообразность без цели (нем.) 14 Не торопи это нежное действо, сладость быть и не быть… (фр.; из стихотворения П. Валери «Шаги»). 15 В узком смысле (лат.) 16 Между пустотой и чистым событием (фр.) 17 Наследие (нем.) 18 Вопреки самому себе (фр.) 19 Остерегайся музыки (лат.) 20 Пора придать музыке средиземноморскость! (фр.) 21 Наш главный интерес (фр.) 22 Милосердие, данное бесплатно (лат.) 23 Конечное уничтожается в присутствии бесконечного и становится чистым небытием (фр.) 24 Человек, который открывает свидетельства истинности христианской религии, подобен наследнику, обнаружившему документы на право владения домом (фр.) 25 «Я» отвратительно (фр.) 26 «Начинается трагедия» (лат.) — начальная фраза 342 афоризма книги Ницше «Веселая наука». 27 Третьего не дано (лат.) 28 Вечер с месье Тестом (фр.) 29 Здесь, видимо, в смысле: «предается классификациям» (лат.) 30 Костюм, сшитый на заказ (фр.) 31 Разве я жил когда-либо для собственного счастья? Я жил ради своего труда! (нем.) 32 Ни без тебя, ни с тобой (лат.; формула не Катулла, но Овидия: «Любовные элегии», III, 11). 33 Уноситься в дух былых столетий («Фауст», пер. Б. Пастернака). 34 В эту беспредельность погружается моя мысль, и мне сладко терпеть крушение в этом море (итал.) 35 Атакующий батальон, головная рота (фр.) 36 Назад к Канту, назад к Адаму (нем.) 37 Здесь: унтер-офицерских. 38 Вы, как и другие, философствуете — и скверно (фр.) 39 Быть последовательным в выборе метафор (фр.) 40 Поэту дозволяется (лат.) 41 Почти все придется делать не в ответ на чужое действие, но самостоятельно (фр.) 42 Вероятно — опечатка. По контексту более подходит: «сознает» (прим. сост.). 43 Заблуждаться и искать (нем.) 44 Да позволено будет так выразиться (лат.) 45 И.Ильин. Религиозный смысл философии. Три речи. I.M.C.A. Press. Paris. 1925 (прим. автора). 46 Bruno Snell. Die Ausdrucke für den Begriff des Wissens in der vorplatonishen Philosophie. («Philologische Untersuchungen herausgegeben von A.Kiessling und U. V. Wilamovitz-Moellendorf'), Berlin 1924. 47 Наглость, глумление, бесчинство. 48 В газетном тексте этой статьи при наборе выпала одна строка; в угловых скобках восстановлен ее смысл (прим. сост.). 49 Alain. Souvenirs concernant Jules Lagneau. N.R.F. Paris, 1925. 50 Adrien Borel et Gillert Robin. «Les rêveurs éveillés». N.R.F. Paris, 1925. 51 Геометрическим способом (лат.; формулировка Б. Спинозы). 52 А. П. Карсавин. О началах. I. Бог и тварный мир. «Обелиск». Берлин, 1925. 53 Тайна трех. Египет и Вавилон. Прага, 1925. Рождение богов. Тутанхамон на Крите. Прага, 1925. 54 [А то, что духом времени зовут,] есть дух профессоров и их понятий (нем.; перев. Б. Пастернака). 55 Th. Zielinski. La Religion de la Grece Antique («Collection d'Etudes Anciennes» publiée sous le patronage de l'Association Guillaume Bude). Paris, 1926. 56 Н. Бердяев. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Y.M.C.A. Press. Paris, 1926. 57 Софокл. «Эдип в Колоне», стасим третий (пер. Ф. Ф. Зелинского). 58 Любовь к судьбе (лат.) 59 Весьма ребячливый и грубый пангерманист (фр.) 60 Для употребления (лат.) 61 Поэзия, которая борется против лжи, наконец, против первородного греха (фр.) 62 Как новорожденные (лат.) 63 Мудрость Платона без всяких тайн (фр.) 64 Nietzsche, par Jules de Gaultier. Paris (Editions du Siecle). 65 Но кто ступает собственной тропой, Тот к свету ясному несет и образ мой (нем.; «Веселая наука», раздел «Шутка, хитрость и месть…», № 23, «Интерпретация», перев. К.А. Свасьяна). 66 Anthologie des textes sportifs de l'Antiquite recuillis par Marcel Berger et Emile Moussat (Paris, Grasset). 67 Страшно сказать! (лат.) 68 Гандикап; штраф; спортсмен, не имеющий преимущества при старте; финал (англ., фр.) 69 Цирковые зрелища (лат.) 70 «Клерк» здесь — «клирик», «духовное лицо» . 72 Чистую привязанность к универсальному (фр.) 73 О великая душа, настала пора тебе облечься в плоть! Поспеши с началом дня выбрать себе бессмертные сокровища среди столь многих иных огней! Откройся взглядам! Покинь мир теней. Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! http://buckshee.petimer.ru/ Форум Бакши buckshee. Спорт, авто, финансы, недвижимость. Здоровый образ жизни. http://petimer.ru/ Интернет магазин, сайт Интернет магазин одежды Интернет магазин обуви Интернет магазин http://worksites.ru/ Разработка интернет магазинов. Создание корпоративных сайтов. Интеграция, Хостинг. http://dostoevskiyfyodor.ru/ Приятного чтения!

Философия как живой опыт читать, Философия как живой опыт читать бесплатно, Философия как живой опыт читать онлайн