Worksites
Философия Бхагавад-Гиты
действующей через него, хотя и проявляющейся временно через определённого индивидуума. Он преодолевает нежелание Арджуны бороться, анализируя природу "я" и показывая, что заблуждается тот человек, который думает, что это он делает это, то или другое. Когда обнаруживается, что то, что он называет "я" ? нечто вроде фикции, созданной его собственным невежеством, исчезает огромная часть затруднений. Далее он переходит к демонстрации существования высшей индивидуальности, о которой Арджуна ранее не имел понятия. Затем он показывает, что эта индивидуальность связана с логосом. Далее он разъясняет природу логоса и показывает, что это ? Парабрахман. В этом сущность первых одиннадцати или двенадцати глав. В тех, что следуют за ними, Кришна даёт Арджуне дальнейшее учение с целью утвердить его в своём намерении; и объясняет ему, как через качества, присущие пракрити и пуруше, все существа вызываются к существованию. Следует заметить, что в Махабхарате постоянно повторяется число 18 ? видно, что она делится на восемнадцать парв*, соперничающие армии разделены на восемнадцать армейских корпусов, битва длится восемнадцать дней, и книга названа именем, которое значит восемнадцать. Это число таинственнуым образом связано с Арджуной. Я описывал его, как человека, но даже Парабрахман проявляет себя в логосе большим, чем один, количеством путей. Кришна может быть логосом, но только одной частной формой его. Число 18 и представляет эту конкретную форму. Кришна ? это логос, который осеняет человеческое "я" и его дар ? его сестра в браке с Арджуной ? олицетворяет союз между светом логоса и человеческой монадой. Стоит заметить, что Арджуна не хотел, чтобы Кришна боролся за него, но действовал только как его возничий и был его другом и советником. Из этого можно понять, что после того, как человеческое существо однажды начинает движение по истинному пути, человеческая монада должна вести свою собственную битву с помощью своего собственного логоса. __________ * Книг. ФИЛОСОФИЯ БХАГАВАД-ГИТЫ I Прежде чем приступить к предмету, я думаю, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Все вы знаете, что наше Общество* учреждено на космополитической основе. Мы не обручены с какой-либо особенной верой или конкретной системой или религиозной философией. Мы считаем себя просто исследователями. Каждая великая система или философия представляется перед нами как предмет для исследования. В настоящее время не все мы согласны относительно какой-либо конкретной философии, коя могла бы проповедоваться, как философия нашего Общества. Это, без сомнения, очень безопасная позиция для начала. Но из всего этого не следует, что мы должны быть исследователями, и только исследователями. Мы сможем, несомненно, выявить фундаментальные принципы всей философии и основать на них систему, которая будет наилучшим образом соответствовать нашим нуждам и чаяниям. Имейте это в виду и не принимайте мои взгляды, как взгляды Общества, или же как взгляды какого-либо другого авторитета, высшего, чем я сам. Я просто представлю их так, как они того заслуживают. Это результаты моих собственных исследований различных систем философии и никакого высшего авторитета им не приписывается. Только в таком свете я хотел бы видеть те немногие замечания, что собирась сделать. _________ * Теософическое. Вы помните, что я прочитал вводную лекцию, когда мы встречались здесь в прошлый раз, и указал на фундаментальные понятия, которые следует всегда помнить, пытаясь понять Бхагавад-гиту. Мне не следует перечислять всё, сказанное мною тогда; достаточно будет просто напомнить вам, что имелось в виду, что Кришна представляет логос, о котором позже я разъясню подробнее; и что Арджуна, который был назван Нарой, был задуман как представляющий человеческую монаду. Бхагавад-гита, как она сейчас существует, исключительно практична по своему характеру и поучениям, подобно беседам всех религиозных учителей, появлявшихся на мировой сцене с целью дать несколько практических указаний человечеству для его духовного руководства. Точно как высказывания Христа, беседы Будды и проповеди различных других философов, которые сошли к нам, глубоко поучительны по своему характеру, такова же и Бхагавад-гита. Но эти учения не будут поняты правильно ? и действительно, с течением времени они скорее понимались неправильно ? без постоянного принятия во внимание их основы. Бхагавад-гита начинается с некоторых отправных точек, которые не объясняются в дальнейшем ? на них просто делаются намёки здесь и там, и они цитируются с целью усилить учение, или как авторитет, и Кришна не вдаётся в детали философии, которая является их основой. Однако за его учением имеется философский базис, и без его внимательного рассмотрения мы не сможем понять практических приложений учения Бхагавад-гиты, или хотя бы проверить их единственным путём, коим они могут быть проверены. Прежде чем продолжить, я нахожу абсолютно необходимым предварить свою беседу вводной лекцией, сообщающей общие черты философии, которая, как я сказал, является основой практического учения Кришны. Я не могу собрать или вывести эту философию из самой Бхагавад-гиты, но могу показать, что предпосылки, с которых она начинается, указаны в ней с достаточной ясностью. Это очень обширный предмет, значительную часть которого я не могу вообще охватить; но я представлю немногие фундаментальные принципы, которые могут быть более или менее приняты как аскиоматические по своему характеру ? вы можете пока назвать их постулатами ? их столько, сколько совершенно необходимо для целей понимания философии Бхагавад-гиты. Я не буду делать попыток подтвердить каждый философский принцип из тех, что собираюсь изложить, таким же образом, как современный учёный пытается доказать все законы, полученные им из исследования природы. В случае большинства этих принципов индуктивные рассуждения или эксперимент немыслимы; и будет почти невозможно проверить их в обычном течении жизни или путями, доступными большинству человечества. Но как бы то ни было, эти принципы основываются на очень авторитетном источнике. Будучи тщательно разъяснены, они будут обнаружены лежащими в основе всякой системы философии, которую когда-либо создавал человеческий ум, и более того, будут признаны ? я отважусь обещать ? находящимися в полном соответствии со всем тем, что было найдено человеком на ниве науки; так или иначе они дают нам рабочую гипотезу ? гипотезу, которую мы можем спокойно принять в начале нашей работы ? на время. Эта гипотеза может быть изменена, если вы совершенно уверены, что новые факты требуют её изменения, но тем не менее это рабочая гипотеза, представлящаяся объясняющей все факты, которые для нас необходимо понять, прежде чем мы начнём изучение гигантского и сложного механизма природы. Перейдём же теперь к этой гипотезе. Прежде всего я должен показать вам, что любая система практических инструкций для духовного руководства должна быть во-первых оценена относительно природы и состояния человека и возможностей, которые в нём заключены, а во-вторых, относительно космоса и сил, действующих на человека, и условий, при которых он должен развиваться. Не исследовав эти два пункта в достаточной степени, вряд ли будет возможно для нас удостовериться в высшей цели, которую человек способен достичь; а без определённой цели или идеала, в направлении которого человек должен прогрессировать, будет почти невозможно сказать, ведёт ли какая-либо конкретная инструкция к благу человечества или нет. Теперь я говорю, что эти поучения могут быть поняты только исследованием природы космоса, природы человека и цели, к которой стремится весь эволюционный прогресс. Перед тем, как я продолжу, позвольте мне сказать вам, что я не имею в виду принятие семеричной классификации принципов человека, которая к этому времени в общем принята в теософических сочинениях*. Точно так же, как и принципы человека, я мог бы классифицировать принципы солнечной системы и космоса. Существует некоторое подобие и закон соответствия ? как он называется некоторыми авторами ? закон имеющий место в значительном большинстве явлений природы, и очень часто зная, что происходит в случае микрокосма, мы можем делать заключения о том, что имеет место в макрокосме. Теперь, что касается количества принципов и их отношения между собой, эта семеричная классификация, которую я не собираюсь принимать, кажется мне очень ненаучной и сбивающей с пантолыку. Несомненно, представляется, что число семь играет важную роль в космосе, хотя это не энергия и не духовная сила; но из этого вовсе не следует обязательно, что мы должны принять это число. Какому количеству путаницы положила начало эта семеричная классификация! Эти семь принципов, как обычно перечисляются, не соответствуют никаким, так сказать, естественным линиям деления в конституции человека. Если взять эти семь принципов в порядке перечисления, в котором они обычно даются, то физическое тело получится отделённым от так называемого жизненного принципа, а последний ? от того, что называется линга-шарирой (очень часто смешиваемым с сукшма-шарирой). Таким образом, физическое тело получается разделённым на три принципа. Теперь мы можем проделать любое количество делений; если хотите, можете перечислить нервную силу, кровь и кости, как многие различные части и сделать число делений столь большим как 16 или 35. Но тем не менее ни физическое тело не составляет отдельной сущности отдельно от жизненного принципа, ни жизненный принцип ? в отдельности от физического тела, и так же обстоит и с линга-шарирой. Опять же, в называемом "астральном теле" четвёртый принцип, будучи отделён от пятого, быстро разрушается, и так называемый четвёртый принцип почти безжизнен, не будучи совмещён с пятым. Эта система деления не даёт нам никаких определённых принципов, обладающих чем-то похожим на самостоятельное существование. И более того, семеричная классификация почти бросается в глаза своим отсутствием в многих наших индусских книгах. Так или иначе значительная часть её почти непонятна индийским умам; так что лучше принять проверенную временем классификацию из четырёх принципов, по той простой причине, что она разделяет человека на столько сущностей, сколькие способны иметь отдельное существование, и поскольку эти четыре принципа соотносятся с четырьмя упадхи*, которые связаны в свою очередь с четырьмя определёнными состояниями сознания. И так, для всех практических целей ? и для цели разъяснения учений религиозной философии ? я нашёл гораздо более подходящим придерживаться четверичной классификации, чем принять семеричную и умножать принципы в манере, более подходящей для того, чтобы вносить путаницу, чем бросить свет на предмет. Поэтому я приму четверичную классификацию, и когда я принимаю её в случае человека, я также приму её в случае солнечной системы, и также в случае принципов, которые могут быть найдены в космосе. Под космосом я подразумеваю не только солнечную систему, но весь космос целиком. __________ * См. T. Subba Row, "Esoteric Writings", 1980, IV, p. 3. ** Четыре упадхи, если включать "я" (Ego) ? отражённый образ логоса в карана-шарире ? проводнике света логоса. Оно иногда называется в индусских книгах саманья-шарирой. Но строго говоря, имеется только

Философия Бхагавад-Гиты читать, Философия Бхагавад-Гиты читать бесплатно, Философия Бхагавад-Гиты читать онлайн