Worksites
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.
знал историю восточной литературы. В главном произве¬дении поэме «Ахмак-подшо» («Царь-самодур»), в которой более трех тысяч строк, Бердах размышляет о несправедливом устрой¬стве окружающего мира. Бердах — певец народа, выразитель его чаяний и стремлений. Заслуживают особого внимания высказы¬вания Вердаха о народе, о роли поззии и поэта в обществе. Фрагменты из стихотворений Бердаха подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: Бердах. Избранные произведения. Ташкент, 1951. О СВОЕЙ ЭПОХЕ Петля нужды сдавила людям горло. Мне трудно говорить, и стих не вяжется, Будь проклят мир!.. В груди дыханье сперло. Земля мне сморщенной ладонью кажется! Нет правды в сердце у царя и бека, Нет счастья у простого человека. Тот мир, где я влачу остаток века, Несправедливым мне и лживым кажется. В селеньях наших — холод и разруха. И голоден бедняк, и счастье глухо. Бездельник-бай наращивает брюхо, Но брюхо скоро лопнет — так мне кажется (стр. 31-33). 673 Если не будешь работать, как вол, Не проживешь в наше трудное время. Если ты счастья досель не нашел, То не найдешь в наше трудное время. Утки, и те улетели с болот. Время тяжелое, стонет народ. Семьи разбиты. Мне жалко сирот! Сумрак покрыл наше горькое время. Подлым в жестокости нету преград. Делают с бедными все, что хотят. Честные люди без хлеба сидят. Ложь без границ в наше лживое время! (Стр. 22-23) О НАРОДЕ Бердах, да будет звучен голос твой. Ищи слова, о жизни песню пой. Будь чист и пред людьми, и пред собой. Насколько хватит сил — служи народу! В народе — сила и мечта твоя, Ты вне его не мысли бытия. В какие б ты ни заходил края, Свой труд и жизнь свою отдай народу! Батыр батыра за собой ведет, Свои слова он обращает в мед —< Его устами говорит народ... Он — сын народа; он — слуга народу! Достойные народу отдают Все без остатка — разум свой и труд. Родной народ свой к счастию ведут Они — достойные служить народу! Плохих людей не милуй, не жалей: Плохие люди не нужны народу! Тот, кто народу предан до конца, Тот награжден, хоть и не ждал венца: Его венчает слава мудреца, Все, чем богат, он отдает народу! 674 Мы смертны все. И мой придет черед. Но песнь моя меня переживет, Я много знаю, я смотрю вперед, И знания я'отдаю народу (стр. 15—18). ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ Жестоким людям дорог их покой, До беков не доходит стон людской. Хотя к ним золото течет рекой, Они копейки не дадут народу! (Стр. 16) Жестоки богачи, и бог жесток. Их произвола я стерпеть не смог. Терзая нас невежеством своим, Плохой считает честного плохим, Все богачи живут трудом чужим. О, если б правду отыскать народу! Смотрите, люди, тянется рука Богатого к лепешке бедняка. Богач — тебя предаст наверняка, Он — враг тебе и твоему народу! У подлого, у богача отца Родится сын с душою подлеца. Мне кажется, плохому нет конца. От богатеев пользы нет народу! (Стр. 19-20) Веки житья не дают никому. Ищешь защиты — сажают в тюрьму. Скажут виновен — и быть по сему. Сумрак покрыл наше горькое время! (Стр. 22) От богачей ничего, никогда Люди не видели, кроме вреда. Волкам подобны, что травят стада, Баи тиранят народ в наше время! (Стр. 24) Жизнь бедняка труднее год от года, Он стонет от чиновника-урода, 075 Муллы и ханы — палачи народа... Все богачи мне пауками кажутся (стр. 32). А мечеть? И в мечети служителей много, Кровь сосущих во имя великого бога. Им — ишанам — не надо бояться налога, Потому что введен не для знати налог (стр. 35). Людям богатым и власть, и почет, Бедным — бесправье и горечь невзгод. Вечно богатство к богатым течет, На бедняков никогда не посмотрит! (Стр. 50) О МОРАЛИ И ДРУЖБЕ Знай цену дружбе, цену знай словам, Не доставляй страдания друзьям. Неси им счастье — будешь счастлив сам. Друзья тебе, они — друзья народу! (Стр. 18) » * * Людей цени по их прямым делам, Не обижай друзей, но мсти врагам. Подобострастным не внимай словам, Беги дурного смолоду, о сын мой! (Стр. 51) Умей, мой сын, почувствовать душой, Кто человек хороший, кто плохой. И за достойным светлою тропой Безропотно, бесстрашно следуй, сын мой! Сказал — от слов своих не отступай! Ничтожным людям тайн не доверяй И никогда друзей не обижай, Но недругов не пощади, о сын мой! Богатство улыбнется — не гордись И роскоши ненужной сторонись. Сиротам помогая, не скупись. Будь чистосерд и прямодушен, сын мой! 676 Чем с ненадежным, лучше одному Идти, не одолжаясь никому. Цени своих друзей по их уму, Друзей неумных избегая, сын мой! И где б тебя ни встретила весна, Пусть пред тобой стоит твоя страна: Обширен мир, но родина одна. И ты не забывай об этом, сын мой! ... Утешь своим участьем бедняка, Не пожалей последнего куска, У бедняка цель жизни далека, Подай ему на счастье руку, сын мой! (Стр. 52—53) Будь сердцем тверд и чист душой О РЕЛИГИИ И СЛУЖИТЕЛЯХ РЕЛИГИИ Аллах врагам народа силу дал, Зато людей достойных в грязь втоптал. Ищан по воле бога вором стал. Ишаны все приносят вред народу! Муллы в молитвах богу неустанны, В руках ишанов пухлые кораны, А мне муллы, и шейхи, и ишаны Похожими на всех шайтанов кажутся! О ПОЭЗИИ Само к поэту слово не придет. Не будет слова, если сердце — лед. Лишь честный слово нужное найдет, И это слово путь найдет к народ ФУРКАТ Фуркат (Закирджан Халмухамедов) (1858—1909) — видный представитель передовой общественной мысли Узбекистана кон¬ца XIX в. Он выступил с критикой реакционных утверждении Если русский народ предлагает нам изучать его язык и грамоту, то он не желает нам зла. Наоборот, он хочет, чтобы наша страна процветала, чтобы население благо¬денствовало. Русский народ всегда печется о том, чтобы мы были обеспечены и довольны. ... знати и мусульманского духовенства, с защитой просвещения. Фуркат призывал изучать русскую культуру, науку, технику, ратовал за сближение и сотрудничество народов Средней Азии с русским народом. В 1889—1893 гг. появляются его оригинальные произведения, сыгравшие значительную роль в развитии обще¬ственной мысли узбекского народа. Демократ-просветитель Фуркат был одним из основоположни¬ков реализма в узбекской литературе. Делом чести поэтов он считал правдивое отражение жизни в художественных произвел дениях. Антиклерикальный характер его лучших произведений был связан с материалистическими тенденциями. Не в религии, не в старых обычаях, а в науке и просвещении он видел источ¬ник прогресса, путь к расцвету родной страны и улучшению благосостояния народа. Фрагменты из произведений Фурката подобраны автором дан-ного вступительного текста III. Ф. Мамедовым по изданию: «Ма-териалы по истории прогрессивной общественно-политической мысли в Узбекистане». Ташкент, 1957. О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ О юноши! Сейчас столетие такое, Что входит в нашу жизнь, как в сказке волшебство, Россия принесла земле счастливый век... О юноши! Затмил преданья прошлых лет Российской мудрости неоценимый свет. Изобретениям науки нет числа, Нам их великая Россия принесла. ... Нашему народу нужно быть с русским народом вме¬сте... Для этого нужно знать обычаи русских. Подра¬жать во всем хорошем и приятном русскому народу для собственной пользы. ... Мы видели, слышали эпоху прошедших ханов, когда из месяца в месяц разорялась и расхищалась страна от набегов врагов, сиротели дети, жены оставались вдовами, и лишь с приходом русских в Фергану мусульмане были освобождены от этой тяжелой участи. ... В тиши рассветной за мужицким плугом Фельдмаршал шел. И старая земля К его ногам ложилась полукругом, Подрубленной травою шевеля. Он, в деревне мальчишек собирая, Солдатской кашей из котла кормил. И эта армия крестьянская, босая Была ему явленьем русских сил. ... 678 О НАУКЕ Достигнешь цели ты, наукой овладев, Осуществишь мечты, наукой овладев. Осведомленным стань во всех науках, друг, И каждая из них понадобится вдруг. ... Жаль, что наши ханы, беки весь свой век Проводили праздно, в поисках услад. Возле них ученых не было людей. Из невежд придворных состоял их штат. Не было заботы об ученых; им Не давали хода, почестей, наград. Если б их ценили, — разве бы стране Не было бы пользы больше во сто крат! Это всем докажет хоть такой пример: Наука — садовник, а отчизна — сад. ... ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ И УГНЕТЕННЫХ Я огорчен коварством неба: невежда в роскоши живет, А мудреца подстерегают невзгоды длинною чредой. ... Посмотрите на кокандских богачей самовлюбленных, — тьфу на них! Ездят, важно развалившись в пароконных фаэтонах, -~ тьфу на них! Суетятся, вертят, крутят... на чужие деньги. Кулл, дураки! ... К ростовщичеству, к наживе, несомненно, с колыбели вас влечет. Прочь от милостыней ваших, преступленьями клейменных, — тьфу на них! ... Грош голодному, а сотни тратите на угощенье богачей, Мулл, ишанов-блюдолизов, чести, совести лишенных, — тьфу на них! Толстобрюхие невежды. Ведь осел в сравнении с вами — грамотей! На отцов духовных ваших, богословов лжеученых, — тьфу на них! Сколько б ты ни обличал их, сколько б ни плевал им в рожи, о Фуркат! Снова плюй на сброд богатый, на мошенников прожженных, — тьфу на них! (Стр. 319-321) МУКИМИ Мукими (Мухаммед Амин-ход¬жа, 1851—1903) родился в Коканде в бедной семье. В истории узбекской общественной мысли он сыграл боль-шую роль как писатель, выражаю¬щий настроение и интересы кресть¬янской массы, городской бедноты. Поэт-демократ Мукими в своих са-тирических произведениях смело об-личал угнетателей народа: баев,рос-товщико'в, чиновников, фабрикантов и представителей духовенства. Нижеприведенные выдержки из произведений Мукими подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по книге: «Материалы по истории прогрессив-. ной общественно-философской мыс¬ли в Узбекистане». Ташкент, 1957. Прежде знал он стыд и совесть, но давно их потерял. В Мекке был, но лишь грязнее стал душою сын греха. ... Сын греха — подобный титул лишь тебе принадлежит, Титул этот будет признан всей землею, сын греха. Ты — великий греховодник. Даже своего врага Мукими не называет кличкой злою: «Сын греха». То шапку носит, то чалму, — его зовут святой. Аллаха сотню раз предаст за пять минут святой. Его известны чудеса: он нюхает везде, — Заслышав жареного дух, уж тут как тут святой. С его не сходят языка бесстыдные слова, — Боюсь, камнями как-нибудь тебя побьют, святой! Нечистое увидит он и тащит прямо в рот, Но чистою обмоет кость великий плут святой. Замерзнешь в шубе меховой в июльский жаркий день, Едва задумает острить ханжа и шут святой. Он самый толстый на земле, он весит больше всех, Хотя ридет без добрых дел на Страшный суд святой! ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ И УГНЕТЕННЫХ Пришли к хакиму люди и говорят они: «Судьба нам подарила страдания одни. Освободи от пени, — на города взгляни. Народ снует в тревоге и слезы льет из глаз. Мы умерли, но палкой бьют после смерти нас. О нищете и ценах твердим мы каждый рая». В кишлаке — как совьи дупла хижины и шалаши... Люди там едят колючку, от которой мрет верблюд, Кукурузную лепешку ханским пиром там

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн