Worksites
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.
Заслуживают внимания эстетические воззрения Кемине. Общественное назначение и задачу искусства он видел в служении интересам народных масс. Высшая красота мира для Кемине — это человек, а проявляется она прежде всего 665 ? благородстве его поступков. Носителем прекрасного является в первую очередь простой человек-труженик. Из произведений поэта-мыслителя до нашего времени дошли лишь около 40 стихотворений. Ниже приводятся отрывки из них по изданию: К е мине. Стихотворения. М., 1968. Подбор отрывков, вступительный текст и примечания Т. Хыдырова. СОЦИОЛОГИЯ И ЭТИКА У меня сто болезней и тысяча бед, Тяжелей всех на свете забот — Нищета. Скорбь искала меня и напала на след. Без конца караваном идет Нищета. ... Говорит Кемине: тех — казной золотой, Этих — жизнь наделяет сумою пустой. Ты не рвись, мое бедное сердце, постой, Будет время — от нас отойдет Нищета (стр. 3—4). Научился я — крепче воска Приставать с мольбой своей. Я — ступень под ногами баев, Я — песчинка среди степей. Пуще хума заимодавец Дуться будет: «Плати скорей!» Гадок вор, низка потаскуха, Бай, поистине, всех подлей. Богом проклят, нигде поныне В счет людей не входил бедняк ... Баям * — только богатство мило, Край отцовский мил беднякам. Кто садится в две лодки сразу — Достается речным волнам. Дочку нищего хочет всякий, И она пойдет по рукам. Кемине голодает, люди! В жилах дым с огнем пополам, —« И его забудут в пустыне, Чтобы заживо сгнил бедняк (стр. 7-8). Доверься разуму, покуда он с тобой. С драконом в бой пойдешь — горой за правду стой, Злоречие в родстве с презренной клеветой. Не будь же злоречив и бойся праздных слов! Лжецы-наставники и неучи-муллы, Вы бросили ислам в пучину душной мглы. «Мы просветители!» Бесхвостые ослы, Глаз не дает сомкнуть ваш сумасшедший рев. Попрали знание властители наук И от поганых яств не отрывают рук; 666 Зов истины для них — лишенный смысла звук, И стал простой народ добычею воров. Ребенка малого избрали старшиной, Пыль бородой метут пред байскою мошной; Бедняк для них — баран, а нищий — пес дрянной, Их суд страшит сирот и беззащитных вдов. Дервиш и скуп и нагл, а мы святым отцом И благодетелем обманщика зовем. Жезл Моисея крив пред истинным путем; Прямей стрелы мой путь, и правда — мой покров. Пускай лицо в муке — еще не мельник ты. Чалма на голове, но злой бездельник ты. Когда бы ты своей страшился пустоты, Не множилось бы так число людских грехов! Поститься нам велишь — и пальцы в жир суешь, Возьмешь последний грош — и прямо в рай пойдешь. Дутарщика 2 зато навеки в ад пошлешь, О пир, наставник наш, любитель мертвецов! Ты хитрости достиг невиданных высот, О мерзостях твоих не ведает народ, Кто разгадал тебя, тот грешником слывет, Ты молишься, а сам проклясть меня готов. Моих проступков бог и тот не может счесть, Но он простит меня: я помню стыд и честь. Кто, Кемине — кяфир 3? Ты сам кяфир и есть. Ад ждет тебя, — ты, пир, на склоне дней таков! (Стр. 9—10) Вы лжесвидетель, — так трубит молва. О мой радетель! Ведь 'она права! Вы продаете ложные слова Кому продать случится, Мой казн!4 Вас похвалою Кемине убьет. Скажу: вы — клевета на мой народ. У бедняков — расплаты час придет! — Враждой пылают лица, Мой казн! (Стр. 11-12) Хорошо прожить на свете долгий век, И еще пожить немного Хорошо. Твоему ли будет сердцу, человек, У последнего порога Хорошо? Неуч в перстень вставит криво самоцвет; До высоких дел злодею дела нет; ? Вдалеке от наших горестей и бед Вольной лани быстроногой Хорошо (стр. 13). Спешите, юноши, на этот мир взглянуть: Воспоминание блаженных лет Останется. 667 Играйте, милые, любите дольный путь, И капля радости в пучине бед Останется. ... И скажет Кемине: сомненья нет, умрешь, Измученную плоть сухой земле вернешь, Твою казну возьмут и взвесят каждый грош. Но сыновьям твоим весь этот свет Останется (стр. 17). Друзья! Настал нелепый век. Зло подле человека Ходит. Быком по миру ходит бек, Бедняк в ярме у бека Ходит. Сам станешь вором, вора скрыв, Судья наш — крив, наставник — лжив! Там, где ходил прямой элиф 5. Согнувшись, дал "-калека Ходит. В лихие наши времена И зрячим правда не видна. Пир '— настоящий сатана. Муфти — к девчонке некой Ходит. Доносчик в каждый дом проник, И в клевете погряз язык, И Кемине уже привык, Что грех главою века Ходит (стр. 20—21). Ужели Кемине за правду выдаст ложь? Он говорит в глаза — кто плох и кто хорош (стр. 26). Правят б»и пустынной страной. Мне отечество стало тюрьмой. Счастье нас обошло стороной (стр. 38). Я влюблен, молчать не могу. Плачь, певец, онемей В тоске. Я заснуть опять не могу. Роза! Твой соловей В тоске. ... Живописцы нашей земли Дорогой кармин извели — Воссоздать тебя не могли. Ты мне солнца светлей . В тоске (стр. 42—43). Сын праха ни добра, ни зла еще не ведает в год. Отца и мать среди чужих дитя двух лет узнает. 668 В три года, если бог судил, оно язык обретет, В четыре будет знать родных и близких наперечет. В пять лет к цветенью своему, как роза весной, Придет. Научишь сына говорить лет в шесть иль семь «бисмилла» 8. Ученым воду подавать и чтить благие дела, Чтобы к восьми его рука с пером к бумаге пришла И книга правды в девять лет развернута им была, — К Познанью истины твой сын дорогой прямой Придет... И если к тридцати пяти не сгубят злоба и месть, Народа-солнца стать главой счастливцу выпадет честь. Все совершенства к сорока должна ему жизнь принесть. Народу хорошо, когда надежный защитник есть, К жилищу доброго народ с нельстивой хвалой Придет (стр. 66). ЗЕЛИЛИ Курбандурды Зелили (1790—1844) — туркменский поэт-мысли* тель, близкий по духу Кемине. Творчество Зелили проникнуто духом протеста и непримиримого отношения к угнетению и со¬циальной несправедливости. Поэт подвергал критике нравы фео¬далов и духовенства, прославлял труд, проповедовал идеи чело¬веколюбия и справедливости. Почти все произведения Зелили посвящены вопросам общественной жизни. Критикуя феодальный произвол и социальное угнетение, поэт указывал, что источни¬ком бедности и политического бесправия трудящихся является эксплуатация, ограбление их со стороны беков, ханов и ишанов. Существующий строй можно улучшить, по мнению поэта, если во главе государства будут стоять справедливые правители. Фрагменты из стихотворений Зелили подобраны автором дан¬ного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по следующим изда¬ниям: 1) К. Зелили. Отчизна моя. Ашхабад, 1948; 2) »Классики туркменской поэзии». Ашхабад, 1959; 3) К. Зелили. Избранные стихи. Ашхабад, 1940. ЭТИКА И СОЦИОЛОГИЯ Зелили в жизни познал горе, нужду и печаль. Путь-дороги своей не сыскал я, Быстроногих коней не седлал я, Хлебом-солью гостей не встречал я, Да и сам не попал в счет друзей. ... Только бедность всегда за плечами, Только нищие в дверь стучали. С легким сердцем, без горя-печали, Не встречал я ни дней, ни ночей (1, стр. 73). 669 Как стадо, народ беззащитный погнали, -^ И горы от стонов людских зарыдали, Заплакали тучи, от криков дрожали Земля, небо, солнце — весь свет, Сейди! Страна изобилья, что стало с тобою? Я плачу — и ты плачь, поэт Сейди! (1, стр. 64, 65) В ней сердце отрада, в ней глаз моих свет, На что мне жизнь, если родины нет (1, стр. 30), Одна мне в недоле сияет мечта: Тебя жаждет сердце, отчизна моя! Атрек, Гурген — о родные места! Тебя жаждет сердце, отчизна моя! (1, стр. 59) Жизнь наскучила мне в чужой стороне, Что ни ночь, вижу степь родную во сне (2, стр. 123) Садовников новых я вижу вдали, Насильники-ханы исчезнут с земли. И вспомнит свободный народ земли, И скажет он рабству, ликуя, прощай! (1, стр. 3). Муллы восхваляют загробный нам мир, Оставили бы нас жить здесь, ведь наш светлый, Прекрасный мир лучше (1, стр. 44). Добро — когда здоров и телом и душой, Дыши — другого, знай, дыханья не дано (1, стр. 15). Как бог нас там встретит, неизвестно нам, Ищи земное, поспеши к пирам, Что пожелал, исполни тут, не там: Ешь, джигитуй, умей подруг любить _ (3, стр. 23). У нас дела все хуже, что ни год, Лишь о себе все люди думать стали. Число постыдно-скверных дел растет, Обычаем разврат и ссоры стали (3, стр. 57). Кто друга на земле найдет, Того он братом назовет. В часы веселья и невзгод В советах друга узнаем (3, стр. 20). .0 том лишь говори, поэт, что знаешь ты; Не допускай в уста ни лжи, ни клеветы. Кто родине своей все посвятил мечты — Тем, Зелили, любостяжанья не дано (1, стр. 15). 670 МОЛЛАНЕПЕС Моллаиепес (1810—1862) — известный туркменский поэт-мыс* лителъ. В его творчестве отражены особенности исторического развития туркменской литера¬туры U общественной мысли. В многочисленных лириче¬ских стихотворениях, а также в знаменитом дестане «Зохра и Тахар» получила свое яр¬кое отражение жизнь турк¬менского народа того време-ни. Дестан «Зохра и Тахар» проникнут смелым протестом против гнета феодально-кле¬рикальной верхушки, про¬тив представителей мусуль¬манского духовенства, стра¬стной защитой трудового на¬рода. Мировоззрению Моллане-песа, в основном идеалисти-ческому, были присущи неко-торые элементы материализ¬ма, сложившиеся под влия¬нием фольклора, а также его личного жизненного опыта. В противоположность религии Молланепес воспевал реально существующий, земной, мате-риальный мир. Фрагменты из стихотворений Молланепеса подобраны авто¬ром данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изда¬нию: «Очерки истории туркменской философии». Ашхабад, 1970. ЭТИКА И СОЦИОЛОГИЯ Места, где мы живем, — край мук, страданий и слез (стр. 328). Проснись ты, сын человека, не спи ты так спокойно. Ведь на языке твоем яд разведен, у тебя нет нормальной жизни, Когда же достигнет своей цели, всего лишенное сердце мое? (Стр. 131). Подлец наслаждается скандалом, Но, когда ему скажешь: пойдем на народное дело, Он откажется наотрез .... У завистника, скупца выйдет вся душа, Если им скажешь «дай», но Вновь воскреснут они, если услышат слово «возьми» (стр. 21). 671 Запомни каждый: в любой работе умелым будь! Не спутай друга с врагом, всегда занят делом будь! Могучим, свежим всегда душою и телом будь! Чем век верблюдицей быть, хоть год нером смелым будь! Враждующих не дразни и к драке не подстрекай, Но, усмирив одного, схитрить другому не дай; Не трусь, а струсил — беги, не падай, не уставай! К ничтожному «джан ага» в безумии не взывай! Чем век верблюдицей быть, хоть год нером смелым будь! Непес, чтобы лучше быть — храни высокий завет: У нищих и у менял просить не вздумай монет! От просьб таких станет вмиг тебе не мил божий свет, Не дано мужу зачать, он не родит и в сто лет, Чем век верблюдицей быть, хоть год нером смелым будь! (Стр. 215-216). Соловья взяв для роз, Богатства казны для рабов, А яхонт для народа, Отдать все это им мечтаю я (стр. 46). УЗБЕКИСТАН БЕРДАХ Видный каракалпакский поэт и мыслитель Бердымурот Кар' гобой улы (литературный псевдоним Вердах) (1827—1900) полу¬чил первоначальное образование в религиозной школе-медресе, хорошо

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн