Worksites
Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. Философия древности и средневековья
же иначе существует активность прежде ума, как не в сверхсущем? Провидение же (pronoia), как пока¬зывает название, есть активность прежде ума (pro поу). Следовательно, боги своим бытием и тем, что они суть благости, осуществляют провидение для всех, прежде ума наполняя все благостью. 122. Все божественное и осуществляет провидение для вторичного, и изъято из того, для чего оно осу¬ществляет провидение; при этом провидение не ослаб¬ляет своего несмешанного и единичного превосходства и отделенное от вторичного единство не уничтожает провидения. 123. Все божественное вследствие своего сверхсу¬щего единства само неизреченно и неведомо ни для какого вторичного; но оно постигаемо и познаваемо тем, что причастно ему. Поэтому только первичноесо- 566 вершенно непознаваемо, поскольку оно не допускает причастности себе. В самом деле, всякое познание разумом свойственно сущему и в сущем обладает способностью постигать истину. Именно: оно связывается с мыслями и по¬коится на размышлениях; боги же превыше всего су¬щего. Поэтому божественное не предмет мнения, или размышления, или ума. Ведь все сущее или восприни¬маемо чувственно, и потому предмет мнения, или оно действительно сущее, и потому предмет ума, или оно промежуточно между тем и другим, будучи одновре¬менно сущим и возникшим, и потому предмет размыш¬ления. Таким образом, если боги сверхсущи и имеют субстанцию до сущего, то относительно их нет ни мне¬ния, ни знания и размышления, ни мышления. 124. Всякий бог познает раздельное нераздельно, временное вневременно, не необходимое необходимо, из-менчивое неизменно и вообще все познает в более высоком смысле, чем это соответствует их разряду. 125. Всякий бог, с какого бы разряда он ни начинал проявлять себя, эманирует через все вторичное, всегда умножая и разделяя свои дары, но сохраняя отличи¬тельное свойство собственной субстанции.. В самом деле, эманации, возникающие через ослаб¬ление, повсюду умножают первичное, нисходя к вто¬ричному. А то, что эманирует, получает для себя рас¬порядок сообразно с уподоблением производящему так, чтобы целое некоторым образом оставалось тождествен¬ным и эманирующее — отличным от того, что пребы¬вает до эманации, будучи различным вследствие ослабления и, с другой стороны, не выходя за пределы своего тождества с ним вследствие своей непрерывно¬сти. Каково оно в первичном, таковым оно становится во вторичном, сохраняя неразрывную связь ряда. 126. Всякий бог, чем ближе к единому, тем более всеобщ, и, чем дальше, тем более частичен. 127. Все божественное первично и в высшей сте-пени просто; и потому оно в высшей степени само-довлеюще. 128. Всякий бог, когда ему причастно более близкое, есть предмет непосредственной причастности; когда 567 более отдаленное — предмет причастности через посред-ство чего-то меньшего или большего. 129. Всякое божественное тело божественно через обожествленную душу. Всякая душа/ божественна че¬рез божественный ум. Всякий же ум божествен благо¬даря причастности божественной единице. При этом единица есть непосредственно бог; ум — нечто наибо-жественнейшее; душа божественна; тело же богопо¬добно. 131. Всякий бог берет начало собственной активно¬сти от самого себя. 132. Все разряды богов связаны опосредствованно. 135. Всякой божественной единице непосредственно причастно что-то одно из сущего; и все обожествляемое простирается к одной божественной единице. И сколько имеется единиц, допускающих причастность себе, столько же имеется и причастных им родов сущего. 136. Всякому богу, более всеобщему и ближе стоя¬щему к первичному, цричастен более всеобщий род сущего; более же частному и дальше отстоящему от первичного причастен более частный род сущего. 138. Из всего причастного божественной особенно¬сти и обожествляемому сущее — самое первичное и высшее. 139. Все причастное божественным единицам, беря свое начало от сущего, имеет свое завершение в телес¬ной природе. 140. Все потенции богов, берущие начало свыше и эманирующие через свои промежуточные звенья, про¬стираются до низших ступеней и земных пространств. 141. Всякое провидение богов или изъято из того, для чего оно осуществляется, или же сочетается с ним. 144. Все сущее и все устроения сущего продви-гаются вперед настолько, насколько и распорядки богов. В самом деле, боги создают сущее вместе с собой; и ничто не может существовать и достигнуть своей меры и своего разряда вне богов. Кроме того, все совер¬шается благодаря их потенции и располагается и изме¬ряется богами. Поэтому и раньше последних родов в сущем предсуществуют боги, которые их упорядочи¬вают, дают даже им жизнь, видообразующую силу и 568 завершенность и обращают даже их к благу. При этом одинаковым образом — также и раньше промежуточ¬ных, и раньше первых родов сущего. И все скреплено и имеет корень в богах и по этой причине сохраняется. А все отступившее от богов и покинутое нисходит со¬вершенно в небытие и уничтожается, будучи полностью лишено того, что его поддерживало бы. 145. Отличительное свойство каждого божественного разряда проходит через все вторичное и отдает себя всем более скудным родам... Ряды простираются до низших ступеней. И одно зависит от них непосредст¬венно, другое — через большее или меньшее число про¬межуточных звеньев. «Все полно богов»; и что каждое имеет по природе, имеет оно от них. 146. Завершения всех божественных эманации упо¬добляются их собственным началам, сохраняя безна¬чальный и нескончаемый круг через возвращение к началам. 147. Высшие из всех божественных устроений упо¬добляются пределам расположенного выше. 148. Всякий божественный разряд объединяется с самим собой трояко: своей вершиной, серединой и за¬вершением. 149. Всякое множество божественных единиц чис¬ленно определенно... Множество -богов не беспредельно. Оно, следовательно, единовидно и ограничено пределом, и ограничено пределом больше всякого другого множе-• ства, поскольку оно близко единому больше всякого другого множества. 151. Все отчее в богах изначально и в разряде блага впереди всех божественных устроений. 152. Все породительное в богах эманирует благодаря беспредельности божественной потенции, умножая само себя, проникая все и в высшей степени проявляя свою неистощимую силу в эманациях вторичного. 154. Все охранительное в богах оберегает все в своем разряде, будучи единовидно изъятым из вторич¬ного и укрепившимся в первичном. 155. Все живородящее в божественных родах есть порождающая причина. Но не всякий порождающий разряд живородящ. 156. Всякая причина чистоты содержится вохрани-тедьном разряде; но не все охранительное тождествен¬но с очистительным родом. В самом деле, чистота дает всем богам несмешивае¬мость с худшим и незапятнанность в их провидении для вторичного. Что же касается охраны, то она делает и это, но еще сохраняет все в нем самом и надежно вкладывает его в находящееся выше. Следовательно, охранительное более всеобщее, чем очистительное. Ведь отличительная особенность просто охраны — соблюде¬ние каждой вещью своего разряда в отношении себя и того, что до нее, и того, что после нее. Отличительная же особенность чистоты — обособление лучшего от бо¬лее скудного. И это относится к богам первично. 159. Всякий разряд богов происходит от первых на¬чал — предела и беспредельности. Но один разряд больше относится к причине предела, другой — беспре¬дельности. III УМ 160. Всякий божественный ум единовиден и совер¬шенен и есть первичный ум, производящий из себя другие умы. 161. Все истинно сущее, зависящее от богов, есть божественно умопостигаемое и не допускает причаст¬ности себе. 162. Всякое множество единиц, освещающее собой истинно сущее, скрыто и умопостигаемо. Скрыто — по¬тому что связано с единым; умопостигаемо же — по¬тому что ему причастно сущее. 166. Всякий ум или не допускает причастности себе, или допускает ее; если допускает, то ему причастны или надмировые, или внутримировые души. В самом деле, ум, не допускающий причастности себе, предшествует всему множеству умов, обладая са¬мым первым наличным бытием. Из умов, допускающих причастность себе, одни излучают душу надмировую и не допускающую причастности себе, а другие — вну-тримировую. Действительно, с одной стороны, внутри-мировое множество происходит не прямо из не допу- екающего причастности себе, поскольку эманации про¬исходят через подобное; а то, что отделено от мира, сходно с недопускающим причастности себе больше, чем то, что в нем разделено. С другой стороны, сущест¬вует не только надмировое множество умов, но и внутримировое, поскольку имеется внутримировое мно¬жество богов, и сам мир одушевлен и одарен умом; и причастность внутримировых душ надмировым богам происходит через посредство внутримировых умов. 167. Всякий ум мыслит сам себя, но первейший ум — только сам себя; и в нем ум и умопостигаемое — одно по числу. Каждый же из последующих умов мыс¬лит и сам себя, и предшествующее ему. И умопостигае¬мое из этого есть отчасти он, отчасти то, из чего он. 168. Всякий ум, будучи активен, знает, что он мыс¬лит, и не так, что одному свойственно мыслить, а дру¬гому мыслить то, что он мыслит. В самом деле, если ум существует, будучи активен, и мыслит сам себя не как иное в отношении к мысли¬мому, то он знает себя и видит себя. Видя же себя мыс¬лящим и познавая себя видящим, он знает, что ум активен. 169. Всякий ум имеет в вечности и сущность, и по¬тенцию, и активность. 170. Всякий ум мыслит все сразу. При этом ум, не допускающий причастности себе, мыслит все просто; каждый же последующий ум мыслит все в единичном... Если мышление каждого тождественно с его бытием, то и каждый ум есть и то и другое — и мышление и бытие. 171. Всякий ум есть неделимая сущность. В самом деле, если он не имеет величины, нетелесен и неподвижен, то он неделим. Ведь все, что каким-то образом делимо, делимо или как множество, или как величина, или по действиям, совершающимся во вре¬мени. Ум же во всех отношениях вечен, за пределами тел, и множество в нем пребывает в единстве. Следо¬вательно, он неделим. А то, что ум нетелесен, показывает возвращение ума к самому себе, ибо ни одно тело не возвращается к самому себе... Хотя всякий ум есть множество, однако он есть объединенное множество, Jj6o свернутое предшествует разделенному и ближе к единому. 172. Всякий ум непосредственно принадлежит к вечному и сущностно неизменному. 174. Всякий ум дает существование последующему за ним через мышление, и творчество его заключается в мышлении, а мышление — в творении. В самом деле, если умопостигаемое и ум тождест¬венны, то и бытие каждого ума тождественно с мыш¬лением, совершающимся в нем. 175. Всякому уму первично причастно мыслитель¬ное и по сущности, и по активности. 176. Все мыслительные формы находятся и одна в другой, и каждая сама по себе. В самом деле, если всякий ум неделим, то и заклю¬ченное в нем множество объединено мыслительной неделимостью, и все формы, будучи в одном уме, не имеющем частей, объединяются друг с другом; и все проникает все. С другой стороны, если все мыслитель¬ные формы лишены материи и бестелесны, то они не слиты одна с другой и пребывают раздельно. Каждая форма, оберегая свою собственную чистоту, остается тем, что она есть. 177. Всякий ум есть полнота форм, но один охваты¬вает более всеобщие, другой более частные формы, при¬чем более высокие умы тем более общи, чем более частны последующие за ними; а более низкие умы тем более частны, чем более общи предшествующие им. 180. Всякий ум, хотя и не состоит

Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать онлайн